Фото Reuters
К общеизвестным проблемам так называемых розничных иностранных инвесторов в России (то есть вкладывающих свой капитал в акции) – слабая защита прав миноритариев, проблемы с контролем за выполнением законодательства, коррупция – прибавилась еще одна. Речь идет об углеродной отчетности, введенной на Лондонской бирже с 1 апреля текущего года. Ожидается, что это обстоятельство негативно повлияет на отношение портфельных инвесторов к российским компаниям.Напомним, на Лондонской бирже осуществляются торги акциями, чаще всего в виде депозитарных расписок, нескольких десятков российских компаний, в том числе таких известных, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Черкизово», «Евраз» и др. В 2005 году на ней были запущены фьючерсы и опционы на индекс РТС (объемы торгов по этим контрактам составляют соответственно 3 млрд. руб. и 700 млн. руб. в день). В октябре 2006 года биржа запустила новый индекс – FTSE Russia, рассчитываемый в зависимости от изменения цен 10 наиболее ликвидных депозитарных расписок российских компаний, торгуемых на этой бирже. При этом российские компании в отличие от большинства европейских не готовы представить требуемую точную отчетность о прямых и косвенных выбросах парниковых газов, связанных с их производственной деятельностью, и о корпоративной климатической политике.
Скорее всего дело в том, что требование отчетности о прямых и косвенных выбросах включает раскрытие точной информации об углеродоемкости, инвестиционных перспективах, о применяемых технологиях и технологической дисциплине, зависимости от внешних поставок ресурсов, системе управления соответствующими рисками. Оценивать потенциальные инвесторы теперь будут не только управление финансами, но и управление природным капиталом, связанных с ним скрытых издержек, рисков и возможностей. Потери из-за отсутствия или низкого качества отчетности будут несоизмеримо больше возможных штрафов именно потому, что это, по сути дела, информация о способности управлять важнейшими активами и рисками. Другими словами, репутационные потери.
Британские эксперты считают, что для российских компаний, которые прошли листинг на Лондонской бирже, новые требования в большинстве случаев представляют собой не просто сложную задачу, но terra incognita. Даже те из российских компаний, которые приняли участие в механизмах ограничения выбросов парниковых газов, не просто не готовы к парниковому регулированию даже с точки зрения отчетности, но и фактически отвергают эту очевидную мировую тенденцию.
Как ожидается, непосредственным следствием пренебрежения деятельностью по снижению парникового эффекта станет усиление оттока капитала из фондов, вкладывающих средства в российский рынок акций. А если учесть, что введенное в Лондоне правило будет действовать и на других биржах Европейского экономического пространства или касаться допущенных к обращению ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже или NASDAQ, то последствия могут быть чуть ли не катастрофическими.
Как известно, Россия на последней сессии Конференции ООН по климату, проходившей в катарской столице Дохе, под давлением представителей исполнительной власти неэкономического блока приняла решение воздержаться от участия во второй фазе Киотского протокола. В качестве основного аргумента выдвигался тезис о неучастии в соглашении основных эмитентов парниковых газов – США, Китая, Японии и ряда других государств. При этом исполнительная власть пренебрегла мнением бизнес-сообщества, заинтересованного в участии прежде всего с точки зрения возможности торговать квотами на выбросы.
Теперь, судя по всему, такие возможности будут использоваться другими странами постсоветского пространства – Казахстаном, Белоруссией и Украиной, которые в отсутствие российской конкуренции намного легче смогут продавать свои квоты и привлекать таким образом инвестиции. В то время как США, так и Китай и Япония создали свою систему внутреннего нормирования и торговли квотами. Они стимулировали в первую очередь спрос на новые технологии.
Но в условиях России применение подобного опыта чревато печальными последствиями ввиду иной структуры и условий функционирования промышленности. Поскольку в России парниковые выбросы приходятся в значительной степени на тарифообразующие компании, то попытки их регулирования путем увеличения платы неизбежно приведут к росту тарифов даже на первых порах. Со всеми негативными последствиями для промышленности и населения.
Таким образом, отказавшись от участия во второй фазе Киотского протокола, Россия сама загнала себя в тупик. Ведь, с одной стороны, она в силу неразвитости и зарегулированности рынка не может применять те же американские или китайские схемы внутренней торговли квотами, а с другой – сама отрезала себе выход на внешний рынок. В итоге важный инструмент модернизации экономики страны остается незадействованным. И вместе с тем уйти от мировых тенденций, как показывает введение правила учета выбросов парниковых газов на мировых биржах, Россия тоже не может.