Неискоренимость российского взяточничества удивляет иностранных предпринимателей. Фото Василисы Деюн
Российские власти борются с коррупцией, видимо, на словах, а не на деле, поскольку иностранные компании до сих пор сталкиваются с барьерами, дискриминацией и коррупционным давлением. На это указало вчера Управление торгового представителя США (USTR) в своем докладе. О коррупционной болезни российской экономики говорится давно, однако обычно эти разговоры были простым сотрясанием воздуха. Теоретически не исключено, что теперь, после присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), заявления американских наблюдателей могут привести к конкретным ограничительным мерам по отношению к РФ.Американские наблюдатели оценили российский инвестиционный климат как неблагоприятный, а борьбу с коррупцией как неэффективную. Вроде бы приоритетом правительства РФ было объявлено улучшение делового климата и стимулирование притока иностранных инвестиций, но инвесторы из США и других стран до сих пор сталкиваются со множеством барьеров. И даже созданный в 2008 году Совет при президенте РФ по противодействию коррупции и принятый в мае 2011 года так называемый антикоррупционный закон привели лишь к «незначительному прогрессу».
Претензии американцев сводятся к тому, что российское законодательство, в том числе инвестиционное, слишком запутано, при этом есть серьезные проблемы с контролем за выполнением законов. К тому же не вызывает доверия судебная система, механизмы урегулирования торгово-экономических споров непрозрачны, права миноритариев практически не защищаются (тут, видимо, подлила масла в огонь последняя история с покупкой «Роснефтью» ТНК-BP. – «НГ»), некоторые иностранные компании подвергаются дискриминации и допускаются далеко не ко всем сферам деятельности, в частности они сталкиваются с ограничениями в стратегических секторах экономики. И самое главное – на всех уровнях процветает коррупция. Пожалуй, единственные отрасли, в которые более или менее бесперебойно поступают американские инвестиции, – это банковский сектор и добыча полезных ископаемых.
Среди прочего в докладе дается новая статистика по объемам торговли между США и РФ. Так, по данным USTR, экспорт американских товаров в Россию вырос в 2012 году примерно на 29% по отношению к 2011 году и составил 10,7 млрд. долл. Поставки российских товаров в США сократились на 15,4% за 2012 год, их объем оценивается сейчас почти в 30 млрд. долл. Доклад USTR, как сообщают информагентства, уже направлен в американский Конгресс.
Заметим, что обычно разговоры о плохом инвестиционном климате в России и о коррупционных барьерах имели характер «сотрясания воздуха»: они стали уже своеобразной традицией и для иностранного, и даже для российского истеблишмента, однако к каким-то конкретным последствиям не приводили. Россию журили за ее коррупционную болезнь, но в принципе это не было поводом для применения к ней каких-то серьезных ограничительных мер. Куда больше иностранцев волновали несколько другие проблемы – например, монопольное положение «Газпрома», диктующего свои цены другим странам, а не коррупционное давление на бизнес внутри РФ. Поэтому возникает вопрос: как относиться к обнародованным сейчас заявлениям американских наблюдателей в свете недавнего присоединения России к Всемирной торговой организации? Может быть, теперь за словами последуют и действия?
По мнению многих опрошенных «НГ» экспертов, не стоит ждать от международного сообщества какого-либо давления на Россию с целью решить ее внутренние проблемы с коррупцией. «За этим заявлением американцев нет ничего злого, сердитого. Не надо воспринимать его как нечто недружественное. Американцы просто констатируют нашу внутреннюю проблему», – поясняет профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ Алексей Портанский. Он напоминает: эта проблема признается даже на уровне российского руководства. Так, Дмитрий Медведев, будучи президентом, называл российский инвестиционный климат и «плохим», и «очень плохим», устраивал встречу с бизнесом, на которой все пороки российского делового климата вскрывались абсолютно безжалостно. Однако, замечает Портанский, это не побудило российскую Госдуму, которую успели прозвать «взбесившимся принтером», принять в прошлом году хотя бы один закон, направленный на улучшение инвестклимата. ВТО, по мнению Портанского, в принципе способствует улучшению инвестиционного климата и имиджа страны, потому что обязывает Россию играть по общепринятым международным правилам. «Но это только частичное улучшение», – отмечает он.
«США в докладе если не четко говорят, то по крайней мере намекают на нарушение Россией взятых при присоединении к ВТО обязательств, что может являться основанием для проведения разбирательств и даже применения неких «мер наказания». Однако вряд ли российское правительство допустит такое развитие событий – хотя бы из-за имиджевых потерь», – отмечает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. По мнению эксперта, вероятнее другой сценарий: чтобы не провоцировать конфликт, Россия де-юре может внести изменения в законодательство, но де-факто она может сохранить текущую практику со всеми бюрократическими проволочками, неформальными ограничениями бизнеса, коррупционным давлением, избирательным применением закона. «До тех пор, пока будет сохраняться режим ручного управления, даже самые правильные инициативы и законодательные изменения не будут иметь эффекта», – поясняет Мишурис. В качестве «воспитательной меры» США уже использовали по отношению к России «Акт Магнитского», но они вряд ли пойдут на радикальное ограничение торговли, считает эксперт, потому что это уже будет болезненным решением для обеих сторон.
«Для западных бизнесменов коррупция и другие «бизнес-стандарты» России не являются основными причинами отказа от ведения дел в нашей стране. Причины лежат в другой плоскости: инертность, сложный бюрократический механизм решения очевидных вопросов, отсутствие привычной инфраструктуры», – замечает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. «Ничего нового в докладе не сказано, никаких конкретных указаний, а тем более способов решения этой проблемы доклад не содержит. Что касается возможности борьбы с коррупцией на основе заявлений иностранных государств, то они неэффективны, носят лишь характер советов», – отмечает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Хотя некоторые эксперты все же не исключают, что теоретически борьба с российской коррупцией может стать одним из поводов для международного давления на Россию. «Механизмом же будут как принятие норм, ограничивающих протекционизм в значимых для России отраслях, так и принуждение к их исполнению через суд ВТО. Специалистов, хорошо знакомых с процедурой рассмотрения споров в этом учреждении, у нас не готовят. Поэтому на первых порах побед России при спорах с другими членами ВТО ждать не приходится», – замечает руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Дмитрий Ширяев.
Также эксперты добавили, что в принципе и иностранный, и российский бизнес сталкиваются в России с одним и тем же комплексом проблем. «Это административная рента, временами переходящая в коррупцию; налоговый пресс, включая так называемое администрирование, то есть налоговый террор; расширение участия государства в экономике с приоритетом интересов госсектора перед частным предпринимательством; нечеткость и изменчивость законодательства, допускающая широкое чиновничье усмотрение и порождающее неуверенность в завтрашнем дне», – перечисляет Ширяев.