Игорь Шувалов: «Очень жаль». Фото ИТАР-ТАСС
Российские вкладчики кипрских банков, которым грозит потеря десятков и сотен миллионов евро, не могут рассчитывать на помощь своего государства. Правительство РФ намерено вмешаться в ситуацию лишь в случае, если возникнут проблемы у госкомпаний и госструктур, имеющих активы в островном офшоре. Об этом заявил в воскресном телеинтервью первый вице-премьер Игорь Шувалов. В какой форме начнут спасать за казенный счет избранных, сколько это может стоить бюджету, а значит, налогоплательщикам, сказано не было. Акцент был сделан на то, что все вопросы следует обсуждать и решать в России и помогать Кипру совсем не обязательно.«Если кто-то попадется и потеряет деньги в этих двух крупнейших банках (Bank of Cyprus и Popular Bank. – «НГ»), очень жаль, но предпринимать российское правительство в этой ситуации ничего не будет», – заявил Игорь Шувалов, выступая в воскресенье вечером на телеканале «Россия 1».
Впрочем, правил без исключений не бывает, что не замедлил доказать чиновник. Развивая тему антикризисной экспроприации банковских вкладов на Кипре, Шувалов признал, что происхождение денег из России, попавших в офшор, имеет разную природу. Есть нелегально или полулегально вывезенные капиталы, а есть и такие, с которых были уплачены налоги. И некоторым из них российское правительство готово протянуть руку помощи. «Если будут серьезные потери у кого-то, у компаний с госучастием, если будет какая-то конкретная ситуация, мы готовы будем ее рассмотреть публично, прозрачно, здесь, в России, но для этого совсем не обязательно помогать Республике Кипр», – подчеркнул чиновник.
В списке на получение государственной помощи под первым номером, видимо, следует поставить кипрскую «дочку» ВТБ – Russian Commercial Bank (RCB). По размеру активов – без малого 14 млрд. евро – RCB третий банк на острове. Экспроприация вкладов его клиентам не угрожает, но власти Кипра, чтобы не допустить обвального оттока капитала, ввели контроль за трансграничными операциями, установили лимит на снятие наличных и расходы по кредитным картам, запретили операции с банковскими чеками, электронные переводы и т.д. Меры это временные, но очевидно, что проблемы RCB прямо или косвенно бросают тень на репутацию ВТБ – крупнейший российский госбанк. Уже по этой логике его кипрскую «дочку» в беде не оставят.
Сложнее с деньгами частного бизнеса и физических лиц, которые в разные годы вывели их из РФ в офшор на Кипре. Точный статистический учет отсутствует. Нет точных данных и о совокупном объеме их капиталов. Представители немецких спецслужб по состоянию на 2011 год доложили, что на депозитах в кипрских банках сосредоточено примерно 20 млрд. евро. Глава ЦБ Кипра Паникос Димитриадис определил вклады россиян в диапазоне от 4,9 млрд. евро до 10 млрд. евро. В свою очередь, российский премьер Дмитрий Медведев доказывает, что Кипр – «достаточно удобная для работы юрисдикция, для совершения стандартных операций», а объемы вкладов, которые свидетельствуют о серых схемах вывода денег из России, «не столь значительны, как об этом принято говорить».
Западные СМИ гадают, кто из капитанов российского бизнеса мог пострадать от кипрского кризиса. Foreign Policy внесла в список Александра Лебедева, Михаила Прохорова, Михаила Фридмана, Алишера Усманова, Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга. El Pais же со ссылкой на банки утверждает, что крупные российские компании якобы заблаговременно вывели активы с Кипра. Но это не более чем предположение.
Для справки: среди российских предприятий, имеющих акционеров на Кипре, пресса называет ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), ОАО «ХК «Металлоинвест», ОАО «Мечел», ОАО «Евраз объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Новая перевозочная компания» (НПК), ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), ОАО «Татнефть», ОАО «Уралкалий», ОАО «Холдинг МРСК».
Несмотря на то что это все сплошь системо- и градообразующие предприятия, рассчитывать на государственную помощь им вряд ли приходится. Эксперты отмечают, что арсенал средств защиты интересов российского бизнеса и частных лиц, оказавшихся заложниками кипрского кризиса, ограничен.
Руководитель группы международных проектов юридической фирмы «Вегас Лекс» Юрий Бортников предположил, что Москва в переговорах с Никосией о реструктуризации кредита 2011 года (2,5 млрд. евро сроком на пять лет. – «НГ») может попытаться выторговать особые условия для конкретных компаний и вкладчиков из РФ. «Иных рычагов воздействия нет», – убежден юрист. «Помогут госкомпаниям и частным инвесторам, которые действовали с ведома и по поручению нашего государства», – говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Для него принцип спасения за казенный счет держателей депозитов в кипрских банках предельно понятен – кто может прислониться к государству, того оно и поддержит.
Между тем ведущий юрист налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Фелюст задается вопросом: почему государство вообще должно помогать лицам, хранящим свои деньги за рубежом? «Подобная помощь могла бы создать опасный прецедент – если в будущем другие страны решат повторить кипрский сценарий, опять придется вмешиваться нашему правительству», – подчеркнул эксперт. Отказ от защиты интересов своих граждан Фелюст связал с политикой деофшоризации отечественной экономики. Это своего рода месть государства налогоплательщикам, предпочитавшим Кипр, чья юрисдикция применялась в различных холдинговых схемах, а также была одним из самых популярных налоговых убежищ.
Президент Lionstone Investment Services Ltd Александр Беляков не исключил, что одним из способов помощи пострадавшим от кипрского кризиса госкомпаниям может стать выкуп государством акций кипрских банков, которые предлагаются держателям депозитов в качестве компенсации ущерба. «РФ могла бы выкупить эти акции, укрепив свои позиции контроля в Кипре. Считаю, что в нынешней ситуации, когда Кипром были нарушены многие международные нормы, такой вариант можно было бы продавить», – полагает эксперт.
Продолжение темы