Замминистра финансов Татьяна Нестеренко не видит необходимости залезать в резервы. Фото РИА Новости
В министерствах экономического блока снова нет единства по одному из принципиальных вопросов – следует ли задействовать значительные суммы из резервов на финансирование дополнительных госрасходов. Минэкономразвития (МЭР) доказывает, что на это можно и нужно потратить до 200 млрд. руб. Минфин на днях высказался категорически против на том основании, что эти деньги в казне припасены на случай кризиса, для обеспечения обязательств государства перед пенсионерами, военными и бюджетниками. К тому же средняя цена на российскую нефть марки Urals в марте составила 106,67 долл. за баррель, снизившись на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, так что оптимизма нет.Конец прошлой недели ознаменовался выяснением отношений между Минфином и Минэкономразвития (МЭР). Чиновники из двух министерств экономического блока спорят относительно источников финансирования дополнительных расходов государства, которые в текущем году могут превысить 300 млрд. руб. Пока нашли менее 40 млрд. руб. МЭР предлагает не искать «мелочь» по казенным сусекам, а решить вопрос радикально – взять и выделить 200 млрд. из госрезервов.
Минфин с такой постановкой не согласен и деньги, накапливаемые на случай кризиса, когда ребром встанет вопрос, за счет чего финансировать огромные социальные обязательства правительства, отдавать не желает. Опыт 2008–2010 годов, когда средства Резервного фонда пришлось тратить на пенсии, пособия малоимущим и безработным и тому подобные выплаты, вроде бы свидетельствует в пользу его позиции. К тому же Минфин готов удовлетворить запрос МЭР, но в символическом размере – не более 9 млрд. руб.
Замглавы Минфина Татьяна Нестеренко, озвучившая эту цифру, недоумевает по поводу позиции коллег из МЭР. «Если кризиса нет, очень странно, что мы их (деньги. – «НГ».) снимаем, и на другие цели направляем», – говорит она.
Впрочем, разногласия двух министерств одними резервами не ограничиваются. Есть и другие нестыковки. В частности, МЭР и Минфин дают разные прогнозы о величине дополнительных ненефтегазовых доходов бюджета. Чиновники, отвечающие за развитие экономики, видимо, насквозь прониклись оптимизмом, полагая, что казна в этом году может получить сверх плана до 100 млрд. руб. Их оппоненты же по-бухгалтерски пессимистичны. Нестеренко утверждает, что по ведомственному прогнозу этих поступлений вообще можно не дождаться.
Чиновник ставит под сомнение и реалистичность плана приватизации на 2013 год. В нем намечено распродать госсобственности аж на 427 млрд. руб. Между тем, по прикидкам Минфина, доходы от приватизации могут составить всего от 20 млрд. до 60 млрд. руб. Впрочем, даже этот скромный рубеж, по мнению экспертов, может оказаться недостижимым. Достаточно вспомнить, что последние три-четыре года в планы приватизации вносилась реализация государственных активов примерно на 10 млрд. руб. в год. Но и эти показатели большей частью оставались на бумаге…
Нет оснований считать, что сейчас ситуация принципиально изменится. Это значит, что бюджет не досчитается десятков миллиардов рублей. Вместе с тем некоторые экономисты не уверены и в том, что сбережение резервов на черный кризисный день – разумный шаг. Темпы роста отечественного ВВП замедляются и могут оказаться ниже 3%. Надежда на активность частных инвесторов, как показывает опыт, подчас себя не оправдывает. В этих условиях государство может остаться едва ли не единственной силой, способной поддержать ползущую к рецессии экономику.
Президент промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин напоминает, что госинвестиции всегда были важным фактором развития отраслей. «Я уверен, необходимо не отправлять деньги за рубеж, а вкладывать их в развитие промышленности и сельского хозяйства России. В противном случае продолжится спад экономического развития страны», – говорит эксперт. По его словам, никаких резервов в случае затяжного кризиса не хватит. Эти деньги быстро проедаются, что едва не случилось в период кризиса 2008–2010 годов. И тогда мы останемся у разбитого корыта – и без источника финансирования неснижаемых социальных обязательств государства, и без конкурентоспособных промышленности и агропрома. Надо отдавать отчет, что новые и модернизированные предприятия, в которые могут быть инвестированы средства резервных фондов, останутся, будут приносить доход и наполнять казну в виде налогов, страховых взносов. Это – разумное вложение, подчеркнул Бабкин.
Его мнение с оговорками разделяет и директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Он согласен, что госинвестиции способны оказать поддержку российской экономике, испытывающей серьезные трудности. В феврале промпроизводство ушло в минус на 2,1% в годовом выражении, сказал аналитик. По его мнению, деньги из резервов могли бы исправить ситуацию при условии, что они пошли бы на стимулирование внутреннего спроса, а также в проекты, дающие максимальный мультипликативный эффект. Например, развитие транспортной инфраструктуры. Однако Николаев признался, что даже если МЭР победит в споре с Минфином о 200 млрд. резервных рублей, у него нет уверенности в том, что потратят их с пользой для дела. «В теории все очевидно и понято, – философски заметил он. – Но на практике почему-то получается иначе».