В Германии растут цены на электроэнергию и газ. Для российского потребителя в этом ничего необычного нет. Напомним, в некоторых регионах России расценки на коммунальные услуги, свет и газ с начала года были подняты сразу на 25–30%. Понятно, что россияне вышли на улицы. С начала марта по стране прокатились многочисленные акции протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги, энергоносители, водоснабжение, а также увеличения платы за проезд в общественном транспорте и цен на лекарства. По данным российского МВД, они состоялись в 363 городах и населенных пунктах.
Понятно, что такие акции таят в себе значительный протестный потенциал. Ведь в России, по данным недавнего доклада Института комплексных социальных исследований РАН и немецкого Фонда имени Фридриха Эберта, беден каждый пятый. В докладе, в частности, отмечается, что после тяжелого периода реформ четверть населения – классические бедные. И повышение тарифов бьет в первую очередь по ним.
Решение проблемы, как это принято в не вполне рыночной российской экономике, не обошлось без первых лиц государства. Напомним, что по федеральным телеканалам прошли сюжеты с лидером страны, требовавшим «прекратить вакханалию» с тарифами. Ручное управление экономикой и здесь сыграло свою положительную роль. Увеличение тарифов было приостановлено чисто волевыми решениями, но надолго ли? Ведь, с одной стороны, имеются законы рынка, а с другой – почти тотальная коррупция…
Конечно, такого расслоения общества, как в России, в Германии нет. Однако и в немецком обществе потребители с беспокойством реагируют на повышение тарифов. Анализ, проведенный Центром потребления (Verbrauchzentrale) – общественной организацией, представляющей интересы потребителей, выявил, что, например, в крупнейшей немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия сбытовые компании в начале 2013 года слишком завысили свои тарифы и на электроэнергию, и на газ. Примерно половина поставщиков электроэнергии повысили тарифы больше, чем это допускается существующим законодательством. (В Германии имеются, как и у нас, определенные ограничения на рост таких тарифов).
Так, снабжающий электроэнергией жителей этой земли концерн RWE без особых на то причин увеличил свои тарифы до двух с половиной раз больше, чем это допускалось законодательством. Такая же ситуация происходит в этой земле и с ценами на газ, который также поставляет RWE.
Конечно, дисциплинированные немецкие потребители на демонстрации не пошли, а главе германского федерального правительства Ангеле Меркель даже в голову не пришло, что нужно вмешиваться и включать ручное управление. Вмешались центры потребления – они официально предупредили руководство концерна-поставщика о недопустимости таких действий, напомнив о возможных судебных исках. А потребителям рекомендовали сменить поставщика.
Для рыночной экономики это возможно, но в условиях незаконченной реформы российского рынка электроэнергии и наличия газового монополиста такое пока нельзя себе представить. На российском рынке, как известно, по-прежнему господствуют большие монополисты типа «Газпрома» и маленькие монополисты в сфере сбыта электроэнергии и тепла, на которые вынуждены безальтернативно замыкаться целые регионы. Нашумевший летом прошлого года скандал с завышением тарифов подмосковным поставщиком, компанией «Энергострим», – лучший пример в этом отношении.
В Германии дело закончилось именно судом. Более того, концерном RWE и обвиненным в таких же прегрешениях другим энергогигантом E.ON занялся Европейский суд. Прокуратура Европейского суда встала на защиту немецких потребителей. Мнению прокуроров последовал и Европейский суд. На прошлой неделе он принял решение, что тарифы должны быть прозрачны для потребителей. А цены, по которым в Германии продается газ, непрозрачны. Правила, по которым тарифы могут быть повышены, по мнению евросудей, сформулированы нечетко и вводят потребителей в заблуждение.
Правда, окончательное решение по данному вопросу Европейский суд переложил на высшую судебную инстанцию Германии, обязав ее изучить калькуляцию цен на газ на предмет ее соответствия европейским нормам. В случае позитивного решения вопроса местным поставщикам газа придется возместить потребителям нанесенный им завышенными тарифами ущерб, причем начиная с 2003 года.
Теперь немецким судьям придется не только сравнивать процедуру образования тарифов в Германии и в остальной Европе, но и принимать решение относительно возвращения поставщиками незаконно полученных в результате необоснованного завышения тарифов платежей. Должны ли потребители подавать по этому поводу индивидуальные иски или это должно происходить автоматически, это также придется решать немецким судьям.
Разница в решении спорных тарифных проблем в России и в Германии огромная. В первом случае все зависит от человека на вершине властной пирамиды, а во втором – решение принимают суды, как это, собственно говоря, и принято в нормальном гражданском обществе. Самое существенное различие между Россией и Германией состоит в том, что немецкое общество не зависит от прихоти одного человека или узкой группы лиц. Там решение принимается независимой стороной, и, что самое главное, все уважают это решение.