Сергей Степашин недоволен растущими платежами за жилищно-коммунальные услуги. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Насущные проблемы россиян, столкнувшихся с резким ростом цен на жилищно-коммунальные услуги, нашли неожиданный отклик со стороны главного контрольного органа – Счетной палаты (СП). Вчера глава ведомства Сергей Степашин заявил о намерении предложить руководству страны заморозить на ближайшие годы рост тарифов на ЖКХ для населения. Впрочем, о возможной «заморозке» цен говорили еще в прошлом году, ожидая подобного решения от Владимира Путина накануне его избрания президентом. Однако цена вопроса настолько высока, что власти вряд ли пойдут на такой шаг.«Я намерен предложить руководству страны заморозить рост тарифов на ЖКХ на три года, – сообщил Степашин на конференции Ассоциации контрольно-счетных органов в Ростове-на-Дону. – Для этого нужна не очень большая сумма – меньше, чем содержание одного столичного футбольного клуба».
Он отметил, что проведенный специалистами мониторинг в прошлом году при инфляции в 6,6% показал рост тарифов ЖКХ в среднем на 9,4%. Объясняя причины резкого повышения тарифов на ЖКХ в нынешнем году в некоторых регионах, он назвал непрозрачность формирования затрат на общедомовые нужды, отсутствие законодательно установленных норм по ограничению роста тарифов на ЖКХ, а также «крайне неудачную реформу энергосистем России».
Между тем идея ограничить рост цен, что называется, витала в воздухе уже давно. «Владимир Путин, после того как будет избран президентом, намерен «замораживать» коммунальные тарифы на три года, – заявила в феврале прошлого года первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. – На то есть основания. Большинство предприятий коммунального комплекса имеют низкий показатель энергосбережения и экологичности. Предприятия комплекса неэффективны и чрезвычайно затратны. Замораживая тарифы на коммунальные услуги, власть намерена заставить эти организации проводить оптимизацию собственной деятельности. Это станет своего рода сигналом для повышения их внутренней эффективности. Путем трехлетней заморозки тарифов организации коммунального комплекса будут лишены возможности перекладывать дополнительные расходы, связанные с их неэффективной деятельностью, на плечи потребителей. Мы получим общее улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а также общее снижение тарифов».
«Ключевой вопрос – это возможность замораживания тарифов «Газпрома». Решить этот вопрос у нас может только первое лицо. А без такого решения все рассуждения о замораживании коммунальных тарифов – это разговоры в пользу бедных», – заявила «НГ» глава думского комитета по ЖКХ Галина Хованская. По ее словам, у депутатов пока нет никакой уверенности, что правительство пойдет на замораживание цен для крупнейших монополий.
Между тем директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что одно дело – когда планы по «заморозке» озвучивались перед выборами, и совсем другое – когда политическая ситуация уже стала определенной. «Госбюджет и так у нас дефицитный – только по февралю показатель дефицита составил 4,5%. При этом стремительно нарастают дефициты региональных бюджетов, – напоминает Николаев. – Кроме того, непонятно кто будет покрывать издержки в случае замораживания цен».
Говоря о «не очень большой сумме», глава СП погорячился, полагает эксперт. «Речь идет не о миллиардах, а о десятках и даже сотнях миллиардов рублей, – отмечает Николаев. – Оплата услуг ЖКХ в сумме потребительских расходов составляет около 9%, а это 200–300 миллиардов рублей». При этом власти вряд ли пойдут на такой шаг.
«Применение так называемой RAB-тарификации в отдельных регионах привело к двузначным темпам роста тарифов, и это вызывает вполне закономерный социальный резонанс. Однако сложно представить, как можно контролировать на федеральном уровне, например, охрану территории, консьержа или обслуживание домофона. Тем не менее тема замораживания тарифов актуальна и громкие заявления могут прибавить популярности. Но конструктивных решений здесь пока не видно. Действительно, реформа энергетики себя во многом дискредитировала, но это не значит, что от нее можно отказаться. Самая острая проблема в секторе – это финансирование инвестиционных программ и обновление основных средств, износ которых в целом по сектору находится на критическом уровне. Без этих вложений под вопросом окажется существование всей отрасли», – говорит ведущий аналитик UFS IC Илья Балакирев. По его словам, отказ от утвержденных ранее инвестиционных тарифов фактически ставит крест на привлечении средств частных инвесторов. «Можно заморозить тарифы и финансировать всю энергетику из бюджета, но тогда возникают вопросы – стоило ли вообще проводить реформу и будет ли это в итоге дешевле для населения», – отмечает Балакирев.
«Замораживание тарифов на жилищно-коммунальные услуги – идея спорная. Придется отменять утвержденные правительством Правила предоставления коммунальных услуг – именно они послужили основой резкого повышения платежей. Если будет взят курс на жесткое регулирование рыночных отношений в сфере ЖКХ, то неизбежно встанет вопрос о субсидировании отрасли», – напоминает руководитель кафедры ЖКХ и городского хозяйства Русской школы управления Виталий Субботин.
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина отмечает, что рост тарифов ЖКХ, как правило, оправдывается износом инфраструктуры, который, правда, не снижается, несмотря на растущие затраты населения. «Эффективность системы ЖКХ оставляет желать лучшего. Однако для ее повышения нужна очень серьезная работа», – отметила она.