Глава российского правительства размышляет о дислокации нового финансового центра. Фото РИА Новости
Наши власти признают неспособность остановить деградацию российского Дальнего Востока. Вчера премьер Дмитрий Медведев заявил, что ни один институт нормально не работает для развития этого региона. А в связи с кризисом на Кипре премьер предложил подумать о создании офшора на Сахалине или на Курилах. Но только так, чтобы туда не перебежал весь российский бизнес.Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев раскритиковал деятельность Фонда развития Дальнего Востока, передает Интерфакс. «У нас сейчас ни один институт нормально не работает для развития Дальнего Востока. Вот этот фонд, он же не стал пока институтом развития», – объявил Медведев на вчерашнем заседании правительства. «Если это невозможно сделать в рамках, например, ВЭБ, давайте мы другой статус дадим – некоммерческой организации, еще чего-то. Но он должен работать», – сказал премьер. Заседание правительства было посвящено обсуждению госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. При этом обостряющийся кипрский кризис вдохновил премьера на создание собственного «Кипра» где-нибудь на дальневосточных островах.
«Если такие страсти там кипят, может, нам какую-то зону создать на Дальнем Востоке. У нас там мест много хороших – Сахалин, Курилы», – заявил Медведев. Премьер предположил, что это позволит вернуть в Россию средства, находящиеся не только на Кипре, но и на Британских Виргинских островах (BWI) и других офшорных зонах. «Заодно, может, часть наших денег, которые на Кипре, а также в других почему-то зонах, которые сейчас не упоминаются, но, по понятным причинам, типа BWI, Багамы и так далее, к нам переедут», – предположил премьер. «Здесь есть, конечно, опасность, связанная с тем, что у нас все там будут регистрироваться, но это уже вопрос законодательной техники», – сообщил Медведев, при этом отметив, что в любом случае нужны новые инструменты для развития Дальнего Востока.
Независимые эксперты видят в идее курильского офшора рациональное зерно, но считают ее трудно реализуемой. Кроме того, нет никаких гарантий, что обустройство офшора на Курилах или на Сахалине хотя бы окупится. И тем более маловероятно, что курильский офшор поднимет экономику всего Дальнего Востока.
«Для организации работоспособного офшора нужно несколько условий – развитая инфраструктура, близость к мировым экономическим центрам, наличие развитого законодательства, квалифицированного персонала и комфортного климата. Все эти условия практически отсутствуют и на Сахалине, и тем более на Курилах. На Сахалине, правда, успешно функционирует своеобразная резервация иностранных газовиков и нефтяников. Но можно ли использовать эту инфраструктуру для нового офшора, неясно», – рассуждает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Но даже если комфортный офшор на Курилах вдруг появился, то налоговых поступлений от него вряд ли хватило бы на финансирование всего российского Дальнего Востока. Для развития этого региона, по словам Зубаревич, можно использовать два подхода: обильное бюджетное финансирование гигантских инфраструктурных проектов или создание стимулов для привлечения на Дальний Восток частного бизнеса.
«Опыт Сочи показывает, что на крупные инфраструктурные проекты в казне просто не хватит денег – будь то вторая ветка БАМа или новые газопроводы. Поэтому есть признаки, что власти вынуждены думать о рыночных стимулах для Дальнего Востока, и это вселяет некоторую надежду», – говорит Зубаревич.
«Основными проблемами для российского бизнеса являются несовершенная законодательная база и высокий уровень коррупции. И лишь во вторую очередь – уровень фискальной нагрузки», – напоминает главный аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов. «Идея нового офшора сама по себе несет позитивное зерно. Из Кипра действительно не получилось средиземноморской Швейцарии. Но из этого не следует, что российский бизнес воспримет Дальний Восток как абсолютно безопасное место для ведения бизнеса и сохранения капитала», – отмечает аналитик. При этом, по его словам, экспортно-нефтегазовый офшор не имеет смысла, поскольку политика РФ в этом секторе направлена на изъятие всех сверхдоходов бизнеса.
«Инициатива премьера имеет рациональное зерно. Риски Кипра создали благоприятный фон для реализации подобных задумок», – соглашается ведущий аналитик компании «Альпари» Леонид Матвеев. «Еще полтора года назад Владимир Жириновский предлагал создать в Дальневосточном регионе безналоговую зону, чтобы привлекать туда инвестиции. При этом большой опасности для бюджета нет», – говорит аналитик компании AForex Нарек Авакян. Однако проблемы коррупционного налога и неразвитой инфраструктуры остаются. Но если эти препятствия будут устранены, то дальневосточный офшор может быть успешным. «В этом случае возможно превращение российской территории в транзитный мост между Европой и странами Восточной и Юго-Восточной Азии», – отмечает Авакян.