Фото Reuters
Вчера министр энергетики и водных ресурсов Израиля Узи Ландау затребовал у разработчиков газового месторождения «Тамар» разъяснений по поводу заключенных экспортных контрактов, напомнив, что проект предназначен в первую очередь для удовлетворения внутренних потребностей страны. А поставки на внешний рынок должны согласовываться с правительством, говорится в сообщении израильского министерства.
«Ландау требует от разработчиков израильского месторождения природного газа разъяснений по поводу последних публикаций в СМИ о заключении ими различных экспортных договоров… В своем письме Ландау напоминает консорциуму, что природный газ с «Тамар» предназначен прежде всего для удовлетворения потребностей израильского рынка. Кроме того, согласно постановлению комиссии Цемаха, экспорт природного газа требует получения предварительного разрешения правительства», – уточняется в сообщении ведомства.
Напомним, что в прошлом месяце дочерняя структура российского газового монополиста ОАО «Газпром» – Gazprom Marketing&Trading – объявила о подписании основных условий соглашения по эксклюзивному отбору сжиженного природного газа с проекта «Тамар» в течение 20 лет. Между тем «Тамар» является одним из двух, наряду с «Левиафаном», крупнейших месторождений природного газа на израильском шельфе Средиземного моря, с которыми еврейское государство связывает надежды на десятилетия энергетической самодостаточности. Запасы «Тамар» оцениваются в 238 млрд. куб. м газа, а первые поставки намечены на апрель. Разработкой месторождения занимается консорциум израильских и американских компаний – Noble Energy Mediterranean Ltd, Isramco Negev-2, Avner Oil Exploration, Delek Drilling, Dor Gas Exploration.
«Газпрому» израильский газ нужен для ведения собственной игры на международном рынке. В частности, как мы уже писали, для того, чтобы вывести появляющиеся объемы топлива с европейского рынка. И соответственно не допустить снижения цены на собственный газ – трубопроводный (см. «НГ» от 04.03.13).
Впрочем, мнения экспертов о том, как будут развиваться события, расходятся. «По израильскому проекту для обоснованного заключения необходимо видеть текст документа. Прописано ли в нем вообще право экспорта, есть ли какие-то ограничения, как истолковывается форс-мажор, где (по первой инстанции) должны разбираться споры и так далее, – говорит руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Кроме того, важно и то, на каких условиях получил право на добычу оператор участка. В принципе, естественно, всегда есть риск, что государство наложит те или иные обременения на конечную продукцию, поэтому данный случай – не исключение».
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович считает, что вполне вероятно, что «Газпрому» удастся заключить окончательный контракт на закупку сжиженного газа у компании Levant LNG. «Дело в том, что заявления министра энергетики Израиля основаны на том, что газом, добываемым на месторождениях «Тамар» и «Далит», должен быть полностью обеспечен внутренний рынок Израиля. Однако внутреннее потребление газа в стране составляет порядка 7 млрд. куб. м в год, а только добыча на «Тамаре» должна составить порядка 15 млрд. куб. м, – отмечает она. – Соответственно остальные объемы должны либо экспортироваться Израилем самостоятельно, либо продаваться зарубежным компаниям».