Большой доходности от пенсионных вложений россияне могут не дождаться. Фото РИА Новости
Государство готово гарантировать сохранность пенсионных накоплений. Впрочем, защита прав граждан имеет границы. Замглавы Минфина Алексей Моисеев обозначает эти «границы» номиналом пенсионных сбережений. Проще говоря, вам нельзя будет рассчитывать на возврат процентов, набежавших за годы, в течение которых деньги накапливались и, как вы считали, умножались. Но если НПФ вдруг не станет – прощайте мечты об обеспеченной старости.Алексей Моисеев не в первый раз обращается по долгу службы к проблемам пенсионной системы России. И готовность государства гарантировать сохранность пенсионных накоплений нашла свое отражение в законопроекте Минфина.
В документе регламентируется деятельность финансовых институтов и вводится понятие пенсионного продукта. Трибуна Объединенного международного пенсионного конгресса, состоявшегося в Москве в рамках ежегодной Недели российского бизнеса, традиционно организуемого РСПП, была использована Моисеевым, чтобы вновь обозначить актуальность темы.
Государственные гарантии пенсионным накоплениям граждан, по его словам, должны быть, но стопроцентную сохранность следует обеспечить только номиналу сбережений, то есть без процентов, которые набежали за годы, когда этими деньгами распоряжался Пенсионный фонд (ПФР). Именно для этого они туда и помещались. Гарантировать же возврат всей суммы Моисеев считает вредным, поскольку это породит всеобщую безответственность. Люди сами должны отвечать за свои решения, в том числе за выбор пенсионного фонда. И если в надежде получить выгоду рискнули и ошиблись, то это их проблемы. К закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», принятому в 2003 году, отношение у замминистра неоднозначное. Он считает, что этот инструмент небезупречен.
Здесь важно помнить, что закон о страховании вкладов принимался, чтобы вернуть доверие населения к отечественной банковской системе, подорванное финансовым кризисом 1998 года. Документ устанавливает организационные основы системы страхования вкладов частных лиц и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков. Одной из мер стало создание госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов». Законы, аналогичные российскому, по данным МВФ, действуют более чем в 70 странах мира.
Зарубежный опыт есть и в сфере страхования пенсионных накоплений. Толчком послужил крах империи Роберта Максвелла, случившийся в начале 90-х годов в Великобритании. Из-за финансовых махинаций с пенсионными активами несколько тысяч пенсионеров – участников корпоративных пенсионных схем, учрежденных компаниями Максвелла, оказались практически без средств к существованию. Это событие побудило правительства ряда стран создать специальные гарантийные программы, формирующиеся за счет обязательных отчислений пенсионных фондов.
Готовность российского Минфина следовать в русле мировых тенденций можно только приветствовать. Однако новый закон в случае его принятия в нынешнем виде поставит в неравные условия владельцев банковских вкладов и участников программ негосударственных пенсионных фондов. Первые в случае банкротства кредитной организации могут рассчитывать на получение до 700 тыс. руб., причем не важно, что эта сумма могла образоваться в течение нескольких лет за счет капитализации процентов по вкладу. А вот вторым высокие проценты, ради которых люди и переводят накопления в НПФ, надеясь в будущем получить достойную пенсию, уже никто не возвратит.
Профессиональные же участники рынка приветствуют усилия правительства. Президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов возможность получения госгарантий для возврата номинала пенсионных накоплений оценивает позитивно. «Ничего страшного не произойдет. Люди не получат ожидаемого дохода, но и не потеряют своих взносов», – подчеркнул он. При этом Угрюмов уверен, что потрясений на пенсионном рынке можно избежать в принципе, если появится вертикальная система, контролирующая деятельность НПФ и инвестирование пенсионных накоплений. Создание финансового мегарегулятора станет важнейшим шагом в этом направлении, отметил он.
В свою очередь, главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин полагает, что усиление госконтроля за НПФ, в том числе за счет страхования пенсионных накоплений по номиналу, увеличит приток средств в фонды и обяжет их активнее зарабатывать. «То, что это делается именно таким образом на данном этапе, считаю достаточно разумным. Но в перспективе целесообразно вводить и страхование с процентами. Как человек, непосредственно работающий с фондовым рынком, могу сказать, что управление активами, за которые ты отвечаешь в случае убытка, – крайне стимулирующая вещь, заставляющая выбирать наиболее разумные пути сохранения, а не приумножения капитала. То есть закладывать минимальный риск, пускай и с небольшой доходностью», – сказал Кибардин. Он напомнил, что сегодня практически любой рынок может рухнуть, а значит, не застрахован никто.