Ведомство Андрея Белоусова оказалось пессимистичнее ЦБ. Фото РИА Новости
Судя по всему, весна не принесет ожидаемого Центробанком замедления инфляции. Согласно отчету Минэкономразвития (МЭР), в марте инфляция составит в месячном выражении 0,5–0,6%, то есть столько же, сколько в феврале. А в годовом выражении она достигнет пикового с августа 2011 года значения – 7,3%. Центробанк же надеялся, что уже в марте инфляция начнет замедляться. Эксперты уверены: в российской экономике, в которой многие цены диктуют монополисты, делать точные прогнозы по инфляции невозможно. При этом некоторые из экспертов считают, что если какой-либо актив дает доходность ниже 10%, то он уже убыточен.Минэкономразвития обнародовало отчет о текущей макроэкономической ситуации в РФ, в котором прописано, что в марте инфляция составит в месячном выражении 0,5–0,6% – столько же было в феврале. В годовом выражении инфляция, по оценкам ведомства Андрея Белоусова, достигнет 7,3%. Это пиковое значение с августа 2011 года. Иные прогнозы озвучивал ранее первый зампредседателя Центробанка Алексей Улюкаев. В начале февраля он высказал уверенность, что уже с марта темп роста потребительских цен в стране начнет снижаться. В целевой диапазон 5–6% годовая инфляция должна будет вернуться, по прогнозам ЦБ, к концу первого полугодия.
Но, несмотря на ожидания инфляционного замедления, регулятор пока не торопится смягчать денежно-кредитную политику. Перед каждым заседанием совета директоров ЦБ экономисты озвучивали надежды на то, что, возможно, регулятор наконец-то снизит ставку рефинансирования и тем самым простимулирует экономический рост, который сейчас затухает. Но эти надежды не оправдывались. Снова и снова в ЦБ оставляли ставку рефинансирования без изменений – на уровне 8,25% годовых. На таком уровне она удерживается с 14 сентября 2012 года. Ближайшее заседание совета директоров ЦБ запланировано на 15 марта. Можно предположить, что и на этот раз ставку рефинансирования не снизят.
Между тем эксперты «НГ» не увидели особых разночтений в прогнозах двух ведомств. «Минэкономразвития и Центробанк примерно одинаково рассчитывают уровень инфляции. Их прогнозы близки. Некоторая разница укладывается в погрешность вычисления инфляции», – замечает зампредседателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин.
При этом многие эксперты добавили, что прогнозировать инфляцию – дело неблагодарное, потому что прогнозы скорее всего не сбудутся. «Слабая прогнозируемость инфляции в России связана с тем, что она определяется не только монетарной политикой, но и конфигурацией нашего рынка с низким уровнем развития конкуренции. Цены на ряд ключевых товаров и услуг диктуются монополистами. Мы живем в стране, где президент лично корректирует коммунальные тарифы, а если он не будет этого делать, то наступит в буквальном смысле конец света. Понятно, что в такой ситуации инфляция имеет несколько иную природу, чем в нормальных экономиках, и прогнозировать ее с опорой на стандартный аналитический инструментарий попросту невозможно», – рассуждает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
«Инфляция – это расчетный показатель, который все-таки намеренно упрощен и не может на 100% отражать реальность», – поясняет руководитель направления «Производство, качество и инновации» «Русской школы управления» Константин Тютюнов. По словам эксперта, он в своей практике принимает в расчет инфляционный показатель в 10%, «то есть все активы, которые дают меньше 10% дохода, можно считать убыточными».
«Средняя» инфляция в 7–8% значительных последствий для экономики иметь не будет, считает Тютюнов. «К такому уровню участники рынка давно приспособились. Другое дело, отраслевые особенности инфляции, где скачки могут быть посерьезнее», – говорит он.
«Инфляция не единственный фактор, который оказывает влияние на экономику. Хотя в принципе повышение инфляции может вылиться в рост цен и ставок по кредиту и, как следствие, в снижение инвестиций в реальный сектор экономики», – добавляет, в свою очередь, Вячеслав Андрюшкин.