Глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян демонстрирует Владимиру Путину цех сборки бомбардировщиков. Фото РИА Новости/Reuters
Президент Владимир Путин обещает в течение ближайших лет на переоснащение отечественных Военно-воздушных сил новой техникой направить до 5 трлн. бюджетных рублей. Об этом было заявлено на совещании о перспективах развития боевой авиации России, которое глава государства провел вчера в Новосибирске. В результате к 2020 году уровень обеспечения частей и соединений современными самолетами и вертолетами повысится с нынешних 20% до 70%. Однако щедрое финансирование не решает всех проблем авиапрома, и некоторые пункты госпрограммы могут остаться невыполненными.На конечную цифру – 5 трлн. руб. – Владимир Путин вышел путем простейших арифметических расчетов. «В общей сложности на переоснащение авиационных частей и подразделений мы планируем направить примерно 25% от всего объема финансирования гособоронзаказа. Он у нас, как вы знаете, 20 триллионов, значит, четверть от 20 триллионов – это 5 триллионов», – сказал президент. Причем современная авиационная техника уже поступает в войска. И речь идет о серийных поставках. По словам Путина, в планах Минобороны закупить почти 2 тыс. самолетов и вертолетов. Благодаря этому к 2020 году доля современной авиатехники в войсках должна будет составить 70%. Сейчас этот показатель ограничен всего 20%.
Президент признал, что для этого предприятия авиапрома должны пройти через полное техническое переоснащение, укрепить производственные и кадровые возможности. «Понятно, что одновременно наращивать выпуск продукции и перестраивать производство – это непростая задача. Это сложное дело, но вполне реализуемое», – философски заметил Путин. И пообещал держать под постоянным контролем все аспекты выполнения плана по перевооружению армии и флота, и призвал руководство Минобороны и авиапрома смотреть на перспективу «хотя бы на несколько шагов вперед».
В пример другим Путин поставил новосибирский авиазавод, который посетил непосредственно перед совещанием. Успехи этого предприятия в организации производства многофункционального фронтового бомбардировщика Су-34 очевидны. «Получается, значит, можно это делать и в других местах. Я жду такого ответственного подхода от всех руководителей отрасли, директоров предприятий. Государство будет оказывать вам всю необходимую помощь и поддержку», – торжественно пообещал Путин. В свою очередь, Минобороны тоже должно проявлять активность, держать на контроле исполнение контрактов и весь процесс поставок авиационной техники в войска. Прозвучал и президентский наказ командованию ВВС – подготовить части и соединения к получению и скорейшему освоению новых боевых самолетов и вертолетов.
Госпрограмма, о которой шел вчера разговор в Новосибирске, ставит целью за несколько лет провести масштабное техническое перевооружение российской военной авиации. Предполагается массовая поставка в войска современных авиационных комплексов. Минобороны заключило с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) контракты на покупку самолетов Су-34, Су-35, МиГ-29К/КУБ, Ил-476, Су-30СМ, Як-130, вертолетов Ми-28Н и Ка-52, Ми-8, некоторых других образцов. В частности, должны быть поставлены 92 фронтовых бомбардировщика Су-34, с производством которых вчера знакомился Путин, и 48 многофункциональных истребителей Су-35. ВМФ получит 24 палубных истребителя МиГ-29К/КУБ, а военно-транспортная авиация – почти 100 Ил-476 и 17 Ан-70. Кроме того, в войска поступит почти 1 тыс. новых вертолетов.
Экс-министр обороны СССР, маршал авиации Евгений Шапошников перспективы госпрограммы закупки вооружений оценил положительно. «Хуже не будет. Будет хорошо», – заявил он вчера корреспонденту «НГ». Бывший военный летчик под словом «хорошо» подразумевает скорее всего качественные характеристики. Поскольку по количественным показателям Военно-воздушных сил (ВВС) России вчистую проигрывают ВВС СССР. Достаточно сказать, что одна 16-я воздушная армия, входившая в состав Группы советских войск в Германии, командующим которой в свое время был Шапошников, насчитывала около 1,5 тыс. самолетов и вертолетов. Из этого можно сделать вывод о масштабах выпуска авиатехники во времена СССР.
Главный редактор журнала «Экспорт и вооружения» Андрей Фролов подтвердил «НГ»: сегодняшние объемы производства самолетов и вертолетов – весьма скромные. Только одних вертолетов Ми-8, например, советский авиапром выпускал за год до 400 штук, а сейчас всех типов вертолетов собирается российскими производителями не более 300 штук, отметил эксперт. Конечно, здесь надо помнить, что армия стала в несколько раз меньше, и потребности ее в авиатехнике тоже снизились. Однако это не снимает напряжения с отечественного авиапрома. В отрасли есть ряд «узких мест», ставящих под сомнение успешную реализацию всех пунктов госпрограммы, считает Фролов. Среди основных – дефицит квалифицированных кадров, что является общей бедой для предприятий российского ВПК, и технологическая отсталость производств. Еще одна неразрешимая проблема – до сих пор многие авиакомпоненты не производятся в России. Это наследие советской эпохи. К примеру, практически все двигатели для вертолетов по сей день закупаются на украинских предприятиях. Из всего этого Фролов делает вывод, что программу переоснащения российских ВВС к 2020 году полностью выполнить скорее всего не получится. Ревизия некоторых пунктов документа, с коррекцией сроков их выполнения, фактически уже началась.