Глава Центробанка Кипра Паникос Деметриадис ищет варианты избавления страны от кризиса. Фото Reuters
Кипр может ввести «специальный налог солидарности» (special solidarity levy) на процентные доходы по вкладам в местных банках и таким образом собрать 4,5 млрд. евро для спасения своего банковского сектора. Об этом заявил глава кипрского Центробанка Паникос Деметриадис. Альтернатива новому налогу – замораживание всех депозитов свыше 100 тыс. евро на срок от 15 до 30 лет. Потери российских владельцев неизбежны, считают экономисты.Островное государство лихорадочно ищет пути спасения от банковского кризиса. При этом некоторые чиновники готовы на этом пути пожертвовать интересами вкладчиков, значительную часть которых составляют россияне. Деметриадис заявил о введении новых налогов для депозитов. Об этом он сообщил в опубликованном вчера интервью в газете Wall Street Journal.
Уже одна десятая дохода от набегающих процентов по вкладам «станет важным источником дохода для правительства», – считает банкир. При этом около трети всех вкладов на Кипре принадлежат иностранным гражданам – в том числе и многочисленным россиянам.
Напомним, что Кипр нуждается примерно в 17 млрд. евро, из которых большая часть необходима для рекапитализации банков. Долг страны в результате может вырасти почти до 150% ВВП, поэтому обсуждаются варианты снижения задолженности Кипра – в том числе за счет обязательств перед частным сектором. Уже в июне этого года Кипр должен погасить 1,4 млрд. евро по своим облигациям, поэтому, чтобы не допустить дефолта, все договоренности должны быть достигнуты до этого срока.
Одна из других обсуждаемых моделей – Bail-in – предусматривает замораживание сумм, превышающих 100 тыс. евро, и их принудительное хранение на специальных счетах под минимальный процент на срок от 15 до 30 лет. Это, как считают авторы модели, позволило бы долгосрочно стабилизировать кипрские банки и укрепить их капитальную базу.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, спасти депозиты в кипрских банках оперативно уже практически невозможно. «Экстренно вывести российские деньги с Кипра уже не удастся – ситуация с финансами находится под надзором независимых аудиторов, а любые резкие движения в этом направлении вызовут резонные вопросы», – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова. – Пока еще четкая модель Bail-in не определена, но если в расчет будет взять тот сценарий, который предполагает замораживание вкладов от 100 тысяч евро, российские вкладчики забеспокоятся, а такая принудительная заморозка попросту способна спровоцировать новую волну распродаж на рынке в бегстве от рисков осложнений».
В этом свете сценарий, который предлагает Минфин Кипра, по ее мнению, выглядит куда более прозрачным – введение нового налога на проценты по вкладам не станет препятствием для ввода/вывода средств, не осложнит отношения с кредиторами и владельцами депозитов и вряд ли серьезно раскачает рынки капитала. Такой вариант получения средств в казну выглядит менее болезненным на текущий момент.
Начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки компании «Солид» Михаил Королюк более категоричен в своих оценках. «На наш взгляд, вариант с «налогом солидарности» выглядит более здравым, – говорит он. – Однако, какая бы схема принята ни была, она приведет к потерям для российских граждан». Впрочем, суммы потерь оценить пока довольно сложно.
Эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев отмечает, что модель Bail-in предусматривает фактически изъятие денег вкладчиков на долгосрочный период. При этом не ясно, какие гарантии возврата денег вкладчикам будут предоставлены, будут ли выплачиваться дивиденды и в каком объеме. «Вероятность заморозки средств всегда отпугивает вкладчиков: инвестор должен ощущать себя хозяином денег. Уже само по себе обсуждение такого варианта развития событий – довольно опрометчивый шаг, – предупреждает эксперт. – Он может послужить катализатором процесса вывода средств со счетов кипрских банков, что будет серьезнейшим ударом для банковской системы, и без того переживающей глубокий системный кризис».
Если же будет введен «специальный налог солидарности», ощутимого урона не будет ни для банковской системы, ни для вкладчиков: условия по депозитам в кипрских банках останутся весьма привлекательными, считает Клюев. «Неожиданным такой шаг не назовешь, поскольку банки вправе снижать доходность по вкладам в одностороннем порядке, – продолжает он. – Учитывая, что деньги будут направлены на повышение финансовой устойчивости банковской системы страны, а снижение доходности сократится лишь на 10% от текущей, подобный подход может даже положительно сказаться на лояльности клиентов».
Вклады в зарубежных банках – довольно специфический финансовый инструмент, он предназначен в первую очередь для сохранения капитала, а не его преумножения за счет процентных ставок. Более того, можно предположить, что информация о возможном введении special solidarity levy является имиджевым ходом. Банки попросту могли понизить процентные ставки по вкладам, учитывая ситуацию в финансовой отрасли, их никто бы не стал критиковать. Вместо этого они пытаются подчеркнуть, что стабильность будет повышена.
Больших сложностей с выводом денег возникнуть не должно - надеется полагает Клюев. «Законодательных ограничений на вывод средств в настоящий момент не имеется, вывести их можно в любой момент, – отмечает аналитик. – Переводиться деньги скорее всего будут в Швейцарию и Люксембург. Рассчитывать на их возвращение в Россию вряд ли стоит».
Замораживание денег само по себе не гарантирует для Кипра спасение от дефолта, поскольку для выравнивания экономики необходимы выверенная финансовая политика, высококвалифицированные управленцы, считают экономисты. Учитывая ситуацию, в которой оказалась страна, можно говорить о том, что с этим имеются определенные проблемы. Как Кипр распорядится удержанными финансами – вопрос открытый. n