Депутат Оксана Дмитриева знает, за счет чего растут доходы госслужащих. Фото ИТАР-ТАСС
Прошлый год оказался для федеральных чиновников очень удачным. Их зарплаты выросли в среднем на 15,3% к 2011 году. В некоторых ведомствах сотрудники получали щедрую зарплату: например, в аппарате правительства средние заработки вышли на уровень 150 тыс. руб. в месяц, в администрации президента – более 130 тыс. руб. И в Кремле, и в Белом доме рост сразу на 47%. Судя по всему, федеральные чиновники посчитали, что они уже преодолели кризис и решили наверстать упущенное. Ведь в прошлые два года темп роста чиновничьих заработков отставал от инфляции.
Среднемесячная начисленная зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах выросла за 2012 год на 15,3% по сравнению с 2011 годом и составила немногим более 72 тыс. руб. Об этом сообщил в минувшую пятницу Росстат. Инфляция, по уточненным данным, составила в 2012 году 6,6%.
Для сравнения: согласно Росстату, номинальная зарплата населения в 2012 году выросла в среднем по стране на 13,3% к 2011 году и составила около 26,7 тыс. руб. Однако, так как речь идет о федеральных чиновниках, которые территориально размещены в столице, специалисты Росстата считают более корректным сравнение с оплатой труда в Москве: «В 2012 году в 47 федеральных министерствах, службах, агентствах – это 63,5% от их общего числа – уровень среднемесячной заработной платы гражданских служащих был ниже, чем уровень, сложившийся в среднем по экономике города Москвы без субъектов малого предпринимательства – 60,2 тысячи рублей».
Но это – средняя температура по больнице. Если же говорить о ситуации в каждом конкретном ведомстве, то тут налицо сильнейшая дифференциация по уровню зарплат. Самая большая зарплата была зафиксирована в аппарате правительства, где она превысила 150 тыс. руб. в месяц – рост по сравнению с 2011 годом на 47%. Также в список самых высокооплачиваемых ведомств попали: администрация президента, сотрудники которой получали в 2012 году 132 тыс. руб. в месяц, рост на 47%; Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств – более 111 тыс. руб. в месяц, рост уже не столь бурный – на 7,7%; Федеральное агентство специального строительства, которое подведомственно Минобороны, – более 104 тыс. руб. в месяц, рост сразу на 68%. Самым «дорогим» министерством оказалось МЧС, в котором платили около 102 тыс. руб. в месяц, рост на 30%. В некоторых других министерствах – например, в Минобороны, Минэкономразвития, Минтруде, Минздраве, Минфине – зарплаты колебались на уровне 80–90 тыс. руб. в месяц.
Но есть ведомства, где уровень оплаты труда относительно не высок и почти не изменился. Самая низкая зарплата наблюдалась в Государственной фельдъегерской службе – чуть больше 33 тыс. руб. в месяц, рост лишь на 0,2% к 2011 году. Побольше платили сотрудникам в Федеральном агентстве по делам молодежи – 36,6 тыс. руб. в месяц, рост на 4,3% год к году; в Федеральном архивном агентстве – около 36,9 тыс. руб. в месяц, рост на 5,5% и т.д.
Средний рост зарплат всех федеральных чиновников на 15% выбивается из тенденции, наметившейся в предыдущие кризисные годы. Напомним, в 2011 году зарплаты федеральных чиновников выросли в среднем на 3,1% к 2010 году. В 2010-м рост составлял 4,3% к 2009 году. Этот рост не покрывал инфляцию.
Причина в том, что в 2010 году Госдума приняла решение отменить индексацию зарплат чиновников с учетом инфляции. Отказ от индексации сначала касался только 2010 года, но потом он был установлен повторно на новый, довольно длительный период – с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года (см. «НГ» от 25.10.10). Такая мера была принята в «целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета». Глава думского комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев уточнял, что в соответствии с Бюджетным посланием президента страна избрала курс на оптимизацию численности федеральных госслужащих: в течение трех лет их численность должна была сократиться на 20%. Предполагалось, что сэкономленные средства будут направлены на «дополнительное материальное стимулирование» оставшихся служащих. Заметим, что с тех пор численность федеральных госслужащих в целом не изменилась. По состоянию на 2012 год в федеральных госорганах работало 38,6 тыс. чиновников. Такое же количество чиновников работало в федеральных госорганах и в 2010 году. Несколько сократилось лишь процентное соотношение госслужащих к другим сотрудникам ведомств в виде персонала и т.п. – видимо, за счет наращивания доли последних.
Однако чиновники держали себя в черном теле недолго. Спустя два года после введенного запрета на индексацию зарплат они «откатили» это решение назад. Внесенные поправки утратили силу 1 января 2012 года, не «дожив» до 2014-го, и зарплаты чиновников снова стало можно индексировать с учетом инфляции – и видимо, даже выше нее. Похоже, федеральные чиновники преодолели кризис и решили вернуть себе недополученное ранее. «Произошла своеобразная ликвидация задолженности. Если раньше государство проводило политику удержания своих расходов, в том числе на чиновников, то теперь появились деньги, которые можно было заплатить им», – объясняет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
По его словам, «действующая с начала 2000-х годов модель экономического развития предполагает увеличение разрыва между богатыми и бедными». Экономическая система устроена таким образом, что население разделено на две части – условно говоря, на высшее и низшее сословия. И в высшем сословии оказываются, по словам Ясина, те, кто работает в частном секторе и в высших слоях бюрократии. Их заработная плата и ее темпы роста зависят от определенных соотношений на рынке труда. Низшее сословие представлено прежде всего так называемым бюджетным сектором – это врачи, учителя и др., на него приходится до 40% всех занятых. «И там зарплата растет по тому же принципу, что и в советское время. Роста оплаты труда в бюджетном секторе в последние годы практически не было», – говорит экономист. Видимо, его не будет и сейчас. Тот факт, что власти решили наверстать упущенное в случае зарплат федеральных чиновников, вовсе не означает, что то же самое будет сделано и с низкооплачиваемыми работниками бюджетного сектора, считает Ясин. Но надо понимать, что дальнейшее увеличение разрыва между богатыми и бедными чревато социальными недовольствами и ростом напряженности в стране, отмечает он.
Первый зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева сообщила вчера «НГ» еще одну любопытную деталь. В рамках программы по совершенствованию госслужбы власти приняли решение направлять на поощрение наиболее эффективных чиновников дополнительные 7 млрд. руб. Такую сумму, как указывает Дмитриева, прописал на 2013 год Минфин. «Очевидно, то же самое происходило и в 2012 году», – добавляет она. Это колоссальная сумма, критерии же распределения денег на индивидуальные поощрения непрозрачны. Именно эти поощрения и могли дать такой большой рост зарплат чиновников в 2012 году, считает депутат. Также на зарплатах могли сказаться разнообразные премиальные, перераспределение сотрудников на более высокооплачиваемые должности и т.п.
Между тем Дмитриева обратила внимание на то, что напрямую на населении сказывается рост зарплат все же не столько в госслужбе, сколько на предприятиях с госучастием, в госкорпорациях, где устанавливаются по-настоящему огромные оклады. «И это напрямую влияет на тарифы, которые оплачивает население», – говорит Дмитриева.