Глава представительства МВФ в России Одд Пер Брекк советует ограничить бюджетные расходы.
Фото РИА Новости
Усилия российских властей должны быть направлены на ужесточение денежно-кредитной политики и соблюдение нового бюджетного правила, объявил вчера глава представительства МВФ Одд Пер Брекк, представляя доклад о задачах экономической политики России на 2013 год. Если российские власти будут следовать рекомендациям МВФ, то в среднесрочной перспективе возможен рост и на 6%, обещает Брекк. Впрочем, отечественные экономисты весьма критически относятся к советам МВФ.
Комментируя поставленную правительством России задачу выйти на устойчивые темпы роста экономики – не менее 5% в год, – Брекк подтвердил, что старая модель роста себя уже исчерпала. Это обусловлено тем, что в предшествующие годы основными двигателями роста были увеличение использования мощностей и некоторое повышение эффективности, а не инвестиции в новые производственные мощности. Кроме того, рост поддерживался растущими ценами на нефть.
Если ничего не менять, экономика России будет расти на уровне в 3,75%. Правда, при этом она будет очень уязвима перед внешними шоками, такими, как резкое снижение мировых цен на нефть или финансовые кризисы. В частности, при снижении цен на нефть до 80 долл. за баррель «будет краткосрочное снижение, и рост не восстановится даже при условии осуществления тех мер экономической политики, которые сейчас принимаются».
Исправить ситуацию можно соблюдением нескольких условий, которые и предлагает для России МВФ. Первое – макроэкономическая стабильность. «Принятие нового бюджетного правила – правильное решение», – считают в МВФ. Теперь важно обеспечить его строгое выполнение. Второе – более развитый и стабильный финансовый сектор. Главная опасность – избыточный и необеспеченный рост розничного или потребительского кредитования в России. И третье – традиционное пожелание улучшить инвестиционный климат. «При выполнении вышеназванных условий экономика может расти даже на 6% в среднесрочном периоде, – заявил Брекк. – Какой из этих сценариев будет реализован, зависит от российского правительства».
В то же время советник президента РФ академик Сергей Глазьев опубликовал в конце января критический доклад об экономической политике России, которая так нравится МВФ. Глазьев, в отличие от МВФ, критикует денежно-кредитную политику и так называемое бюджетное правило, которое требует не снижать отчисления в Резервный фонд ниже 7% ВВП. Именно эти механизмы, по его мнению, лишают страну инвестиций и шансов на развитие. «Пассивность проводимой денежно-кредитной политики, ее ориентация на ограничение количества денег, привязка их эмиссии к приросту валютных резервов и к удовлетворению спроса коммерческих банков на краткосрочную ликвидность сопровождаются завышением процентных ставок по сравнению с рентабельностью внутренне ориентированных отраслей, – считает он. – При этом недостаток долгосрочных кредитных ресурсов частично замещается иностранными источниками, доступными только крупным экспортно ориентированным и торговым предприятиям. Следствием этого становится неконтролируемый рост внешнего долга и чрезмерная внешняя зависимость российской финансовой системы». В результате Россия теряет до 100 млрд. долл., в том числе 30–35 млрд. долл. – на разнице процентных ставок между привлекаемыми из-за рубежа ссудами и размещаемыми за рубежом средствами. «Основным результатом проводимой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики становится искусственное сдерживание экономического роста», – уверен Глазьев.
Эксперты «НГ» в целом согласны с прогнозами МВФ. «Сценарий, предложенный МВФ, выглядит весьма реалистичным, – уверена старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова. – Бюджетное правило при условии его четкого соблюдения – это основа и гарант благополучия России и ее граждан. Резервный фонд уже спас однажды нашу страну от шока, сгладив серьезные колебания рынка. И отказываться от формирования Резервного фонда или сокращать его – это равносильно оставлению экономики без защиты. Что же касается инвестиций в экономику, то их стоит привлекать из других источников, в том числе из внешних. Для того чтобы это стало возможным, необходимо работать над инвестиционным климатом в стране, о чем уже достаточно сказано».
Но аналитик агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина считает, что советы Сергея Глазьева выглядят более обоснованными. «Жесткое бюджетное правило во многом лишает страну возможностей развиваться, – уверена она. – Увеличение темпов роста ВВП возможно только при условии роста инвестиций, а поскольку с частными инвестициями в России существуют проблемы (за год инвестиции в основной капитал выросли только на 1,1%, по данным на январь 2013 года), государственные инвестиции играют ключевую роль, а их явно недостаточно. Минэкономразвития также выступает за то, чтобы больше денег направлять на инвестиции и меньше – на сбережения». Напомним, что, по мнению МЭР, возможен рост и на 4,1%, при направлении в инвестиции всех средств из Резервного фонда свыше 5% ВВП.
В свою очередь, начальник отдела управления инвестициями компании «Солид» Михаил Королюк отмечает, что оценки МВФ почти совпадают с позицией Алексея Кудрина, нынешнего руководства ЦБ и Минфина. Расхождения здесь возможны только в десятых долях в прогнозе ВВП при том или ином сценарии. «Позиция Глазьева состоит в том, что надо, невзирая на высокий уровень инфляции, затопить финансовую систему дешевой ликвидностью, подстегнув тем самым экономический рост. Примерно то же самое по смыслу, но в более дипломатических выражениях говорит и Минэкономразвития. Но на наш взгляд, это все равно, что лить воду в дырявое ведро. Сначала надо залатать дыры, и важнейшая из них – это высокий уровень инфляции. Для того чтобы бизнесы начали уверенно инвестировать в свое развитие, инфляция должна быть ниже 3%», – отмечает Королюк. Ради этого вполне можно в течение еще 2–4 лет потерпеть жесткую монетарную политику ЦБ и сбалансированный бюджет, включая исполнение бюджетного правила. «Предлагаемое Глазьевым пришпоривание экономики может дать лишь краткосрочный эффект, после чего «лошадь» падет, – предполагает Королюк. – Нам же нужен долгосрочно устойчивый рост, основанный на твердом экономическом базисе».