Министр финансов Антон Силуанов рассуждает о преимуществах Росфинагентства.
Фото РИА Новости
Создание нового органа, призванного управлять государственными резервами, отобрав эти функции у Минфина и Центробанка, натолкнулось на сопротивление части депутатского корпуса. Члены фракций «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР проголосовали против передачи в управление государственных резервов новому Росфинагентству, создаваемому в форме открытого акционерного общества (ОАО). Перед голосованием во втором чтении в Госдуме начат сбор подписей против передачи создаваемому Росфинагентству Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Согласно законопроекту, Росфинагентству планируется передать в доверительное управление средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а также управление государственным долгом. К тому же новая структура сможет передавать эти средства в доверительное управление другим управляющим компаниям.
Как сообщила первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, в настоящий момент уже собрано 20 тыс. подписей против законопроекта о создании ОАО «Росфинагентство». Всего противники законопроекта надеются собрать более 100 тыс. подписей.
О возможных рисках создания новой структуры предупреждала и Счетная палата (СП). Глава СП Сергей Степашин, выступая в Госдуме 15 февраля, предложил «внимательно проанализировать» предложения его ведомства по законопроекту о Росфинагентстве. По его словам, в Резервном фонде сейчас аккумулировано около 10 трлн. руб., и оставлять без контроля такие средства нельзя. Росфинагентство, которое создается в форме ОАО, должно иметь особый статус и не полностью регулироваться законом об акционерных обществах, говорится в заключении к проекту закона о Росфинагентстве, подготовленном Счетной палатой, сообщил в начале февраля аудитор СП Михаил Бесхмельницын. По его словам, речь идет о рисках, которые могут появиться, если агентство будет создано в форме ОАО. Счетная палата считает, что Росфинагентству нужно придать особый статус, с тем чтобы его деятельность не в полном объеме регулировалась законом об акционерных обществах. «Его права должны быть ограничены, а обязанности усилены», – считает аудитор.
Нет общего мнения и у независимых экспертов. «Острой необходимости в создании новой отдельной структуры нет, – полагает зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко. – Планируемые функции вполне можно распределить среди уже существующих ведомств, тем более что система сдержек и противовесов, как правило, дает лучшие результаты, нежели сосредоточение всех полномочий в одном месте». По его словам, любое создание организационной структуры неизбежно влечет за собой бюрократические последствия, что не лучшим образом отражается и на государственном бюджете. Вопрос привлечения управляющих компаний для планируемого доверительного управления средствами в целом интересен, но его решение возможно и без создания лишней государственной структуры, считает эксперт.
В свою очередь, старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова отмечает, что опасения депутатов частично оправданны, но если будет разработан эффективный механизм контроля за деятельностью управляющих, то результаты могут быть вполне приемлемыми. «Создание Росфинагентства оправдано с точки зрения повышения доходности фондов в управлении, большей гибкости в принятии решений, – считает она. – Риски могут быть снижены при правильном составлении портфеля, в котором активы диверсифицируются таким образом, чтобы соотношение риска и доходности было оптимально. А риски со стороны недобросовестного управления должны быть компенсированы контролем за действиями управляющих, которые должны соблюдать инвестиционный меморандум». Идея создания Росфинагентства имеет право на существование, однако его деятельность должна быть действительно прозрачной и подконтрольной, предупреждает аналитик.
«Сейчас управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет Минфин. Но это функция в целом не очень профильной деятельности министерства. «Минфин в большей степени ответственен за контроль над денежными потоками и организацию этих потоков. Поэтому передача функций управляющей компании вполне логична, – полагает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. – И сейчас Минфин имеет право вкладывать средства в иностранную валюту, долговые обязательства иностранных государств и т.д. Кроме того, Минфин имеет право привлекать к управлению средствами сторонние организации. Таким образом, по сути, законопроект меняет лишь управляющего – вместо Минфина теперь этим будет заниматься Росфинагентство».
По мнению Воробьевой, недовольство депутатов вызвала лишь форма собственности нового ведомства как открытого акционерного общества. Учитывая стратегическое значение активов, передаваемых в управление нового агентства, это не вполне подходящая форма. Впрочем, этот вопрос и предстоит проработать законодателям, которые могут сделать Росфинагентство более подконтрольным и управляемым. Что касается самого факта передачи управления, то это вполне логичное решение – управлять средствами должна профильная компания. И ее основной задачей будет поиск оптимального варианта инвестирования средств, который обеспечит надежность и приемлемую доходность.