Генсек ОЭСР Анхель Гуррия считает, что России нужны значительные законодательные изменения.
Фото Reuters
Президент Владимир Путин вчера в Кремле провел переговоры с генсеком Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхелем Гурриа. Вступление в клуб стран, на долю которых приходится до 60% объема мирового ВВП, – несомненный приоритет для руководства России. Заявка была подана в далеком 1996 году, однако активные переговоры начались три года назад. Москва рассчитывает уладить все формальности к 2014 году. Здесь не только неудовлетворенные амбиции, но и прагматический расчет – считается, что членство в ОЭСР доказывает соответствие лучшим стандартам, что автоматически повысит инвестиционную привлекательность страны.
Владимир Путин и Анхель Гурриа за последние полгода встречались дважды. Оба раза обсуждался ход переговоров и перспективы присоединения России к ОЭСР. Личное участие российского президента способствует диалогу. Вчера Путин сообщил, что Россия последовательно предпринимает усилия для присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития. «Хочу проинформировать вас о том, что Россия последовательно идет по согласованному графику гармонизации наших отношений с ОЭСР», – заявил российский президент на встрече с Гурриа в Кремле. Самым существенным шагом на этом направлении президент назвал вступление России во Всемирную торговую организацию.
Он выразил надежду на то, что и в дальнейшем между Россией и ОЭСР будут выстраиваться конструктивные отношения, которые помогут в решении проблем мировой экономики. В свою очередь, А. Гурриа выразил признательность за встречу и отметил работу российской стороны в подготовке к проведению саммита «большой двадцатки».
«Мы уже на протяжении трех лет активно работаем с вами в том, что касается «двадцатки», и еще до того, как вы приняли бразды правления в Мексике, еще когда Франция была председателем, мы уже тогда начали сотрудничество», – напомнил генсек ОЭСР. По его словам, через несколько недель в Париже состоится встреча руководства ОЭСР с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Гурриа также заметил, что России требуются значительные законодательные изменения, согласования кодексов и норм, в связи с чем проводятся такие встречи.
Напомним, старт процессу присоединения России к ОЭСР был дан в 1996 году – тогда была подана заявка, но с мертвой точки дело сдвинулось лишь в 2007 году, когда эта авторитетная международная организация, в которую входят страны, создающие до 60% мирового ВВП, официально пригласила РФ, а вместе с ней и Бразилию, Индию, Китай и ЮАР для участия в переговорах о расширении. Процесс перешел в активную стадию в 2009 году, после того как Совет ОЭСР принял в отношении России «дорожную карту». В сентябре прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов, который возглавляет правительственную комиссию по ВТО и вопросам взаимодействия с ОЭСР, заявил, что в ближайшие два года необходимо таким образом изменить законодательство, чтобы оно соответствовало «лучшим стандартам государств, которые входят в ОЭСР».
В прошлом году Россия выполнила два принципиальных условия членства в ОЭСР – присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и ратифицировала протокол о присоединении ко Всемирной торговой организации. В начале этого года комитет по налоговой политике ОЭСР признал фискальное законодательство и правоприменительную практику в России полностью соответствующими нормам организации. Кроме того, с 1 января 2013 года РФ стала полноправным членом Агентства ОЭСР по атомной энергии (АЯЭ), на долю которого приходится до 85% мирового производства атомной энергии.
Путь в ОЭСР усыпан не только розами, но и шипами. По ряду принципиальных моментов Россия не соответствует требованиям этой организации. Тот же Гурриа в январе этого года рекомендовал руководству РФ бороться с бедностью, отказаться от плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц, а также увеличить расходы на здравоохранение. В частности, по данным ОЭСР, 17% россиян находятся за чертой бедностью, в то время как в странах – членах ОЭСР этот показатель в среднем составляет 10%. Впрочем, у Москвы иное мнение на этот счет, причем ссылки делаются на проведенные ОЭСР обзоры российской экономики, рынка труда и социальной политики. Эти исследования свидетельствуют, что по большинству показателей наша страна уже вписывается в рекомендованные ориентиры.
В отличие от руководства России среди экспертов и представителей бизнеса нет однозначных позитивных ожиданий от вступления в ОЭСР. Президент промышленного союза «Новое содружество» Константин Бабкин признался «НГ», что с содроганием относится к вступлению нашей страны в международные организации вроде ВТО и ОЭСР. «Мы занимаемся бизнесом на международном рынке уже около 20 лет, а Ростсельмаш – более 80 лет. За это время никогда и ни разу слово «ОЭСР» не обозначало что-то лучшее или появление каких-то новых возможностей. Поэтому для экономики, конкретно для машиностроения, членство в этой организации может ничего не дать», – подчеркнул Бабкин. Он признался, что не видит причин, по которым России надо стремиться в эту организацию, причем тратить на это деньги налогоплательщиков.
«Сам процесс вступления России в ОЭСР чем-то напоминает историю присоединения к ВТО, когда переговоры длились без малого 20 лет. Заявку на вступление в ОЭСР Россия впервые подала в 1996 году. Учитывая наши проблемы с такими ключевыми комитетами ОЭСР, как комитет по государственному управлению и рабочая группа по противодействию коррупции, можно предположить, что к 2014 году договоренность вряд ли будет достигнута», – говорит коммерческий директор электронной торговой площадки АКД Кирилл Поляков. По его мнению, препятствием могут стать недостаточная прозрачность госаппарата и принимаемых на высшем уровне решений, а также чрезмерно высокий уровень коррупции. Для России вступление в ОЭСР – в первую очередь вопрос политического имиджа и возможности влиять на происходящие в мировой экономике процессы. Но одного желания мало, чтобы стать полноправным членом этого привилегированного клуба.
Для России вступление в ОЭСР – очередное модное веяние. Забота об имидже диктует правила: к дорогому «костюму» от Совбеза ООН и к «сорочке» от ВТО требуются «ремень» и «галстук» от ОЭСР, считает главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. То есть в принципе можно и без ремня и галстука обойтись, но с ними интереснее и солиднее. «А для России сейчас очень важно показать мировому сообществу то, что мы встали на «путь истинный» и с нами можно работать серьезно во всех сферах. И очень важно, чтобы это понял каждый инвестор», – отметил эксперт. ОЭСР является чем-то вроде форума для обсуждения проблем насущных. И России важно туда попасть, чтобы иметь возможность отстаивать свои интересы.