Президент Кипра Деметрис Христофиас надеется на выход из кризиса.
Фото Reuters
Крах банковской системы Кипра гораздо опаснее для России, чем для Европы. Потеря российских офшорных активов грозит нам новым инвестиционным спадом, тогда как для еврозоны риски оказываются значительно ниже. Именно поэтому российские представители постоянно говорят о новой помощи Кипру. Тогда как сами европейцы отказываются даже рассматривать этот вопрос без полного аудита банковской системы Кипра и списания странных кредитов, которые Москва срочно выделяла Кипру в конце 2011 года.
Банкам Кипра предстоит аудит и на предмет расследования отмывания денег – в том числе из России. Об этом сообщила Financial Times. По ее данным, Кипр согласился на внешний аудит. Между тем рейтинговое агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги страны на две ступени – с «ВВ–» до «B».
Такой поворот событий беспокоит Москву. Ведь не исключено, что Евросоюз будет действовать по сценарию управляемого дефолта Кипра, от которого пострадают прежде всего российские активы.
«Мы будем следить за тем, как идет оздоровление экономики Кипра, мы считаем, что основное бремя ответственности за решение этих вопросов лежит на самом Кипре, на государствах Евросоюза, но мы не отказываемся помогать при определенных ситуациях, то есть тогда, когда будут достигнуты все основные договоренности», – заявил недавно премьер Дмитрий Медведев.
РФ в 2011 году предоставила Кипру кредит на 2,5 млрд. евро сроком на четыре с половиной года. В январе появилась информация, что власти островного государства обратились с просьбой продлить этот кредит на пять лет – до 2021 года. А заодно предоставить новый – на 5 млрд. евро.
Экс-министр Алексей Кудрин, пугая Европу расширением кризиса, заметил, что ключевую роль в деле спасения Кипра Россия на себя брать не должна. «Кипр может оказаться спусковым крючком к расширению дальнейшего долгового кризиса», – заявил он в Давосе. В то же время он, как и год назад, уверен, что риск выхода стран из еврозоны реален. «Это может касаться и Греции, и Испании и Португалии», – полагает Кудрин. «Очень многие обращаются к России, считают, что Кипр – это пристанище российских капиталов и Россия должна внести ключевой вклад в его спасение, в то время как реально проблемы Кипра расширяются на глазах, – продолжил он. – Я думаю, что сейчас Россия не должна никаких давать инициатив. Если МВФ и ЕС захотят дать некий пакет поддержки, то Россия может принять посильное участие в этом пакете, но не беря на себя ведущую роль».
Между тем ЕС не спешит на помощь Кипру. Россия должна списать свой кредит – такое требование к Москве может стать главным условием для выделения финансовой помощи. Об этом сообщило 21 января агентство Bloomberg со ссылкой на немецкую прессу (см. «НГ» от 22.01.13). Посыл понятен – немцам не хочется заниматься перекредитованием, когда выделенные ими средства пойдут на выплаты по российскому кредиту.
К тому же, как ранее заявлял глава германского Минфина Вольфганг Шойбле, еврозоне не так уж страшны экономические потрясения на острове. Помощь из Европейского стабфонда выделяется лишь в том случае, если какая-либо страна создает риски для экономики всего региона. А дефолт банковской системы Кипра такой опасности не создает.
По мнению опрошенных «НГ» аналитиков, ждать уступок от Евросоюза вообще и от Германии в частности не стоит.
«Германия известна своими категоричными взглядами, поэтому не стоит ожидать от нее уступок – максимум, на что можно рассчитывать, так это на независимый аудит, который покажет, есть ли в банковской системе Кипра российские деньги, поступившие туда теневым путем. Дальше многое будет зависеть и от позиции России – сейчас это принцип невмешательства», – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова.
А Кудрин, по ее словам, скорее напоминает, что риски целостности ее границ все еще остаются актуальными: все те меры, которые уже приняты Европой, обязательно сыграют во благо, но у многих из них эффект является отложенным по времени.
Ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Леонид Матвеев отмечает, что большое количество российских денег расположено именно на Кипре и для нас снять обострение их долговых проблем силами Европы было бы лучшим решением. Позиция Кудрина в этом вопросе вполне понятна и отображает национальный интерес. «Однако у Европы на этот счет свои планы, что и приводит к некоторым разногласиям, – говорит эксперт. – Дело в том, что для них Кипр - не самая большая проблема».
В свою очередь, консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский напоминает, что доля Кипра в ВВП Евросоюза невелика – лишь около 0,15%. «Однако банкротство Кипра или выход страны из Евросоюза нанесет ЕС не менее ощутимый удар, чем выход Греции или Испании, – предупреждает он. – Это станет прецедентом, который поставит под угрозу существование всей еврозоны: за Кипром могут последовать и другие – Греция, Испания, Португалия».
Между тем, по его словам, Европа не спешит помогать, несмотря на сравнительно небольшой объем поддержки. Во-первых, власти не спешат проводить реформы, во-вторых, Кипр, хоть и не считается офшором, является страной с низкими налоговыми ставками, что привлекает инвесторов, в том числе и сомнительных. И именно эти вкладчики по факту получат помощь при выделении средств со стороны ЕС. «Это для еврочиновников является сдерживающим фактором при принятии решения, – считает Чернявский. – Учитывая масштаб угрозы и затягивание решения со стороны ЕС, вероятность масштабного кризиса в Европе сохраняется на достаточно высоком уровне».
Сейчас ЕС будет ждать итогов президентских выборов на Кипре и попытается добиться более приемлемых условий выделения помощи с новым руководством страны.