Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов размышляет о темпах повышения тарифов на 2014–2015 годы.
Фото РИА Новости
Из последней версии трехлетнего правительственного прогноза на сайте Минэкономразвития (МЭР) почему-то исчезли ориентиры роста тарифов на 2014–2015 годы. Сотрудники министерства сообщили «НГ», что в этом нет ничего страшного, и тарифы монополий будут расти в соответствии с ранее утвержденным планом. Однако независимые эксперты увидели в исчезновении данных тревожный симптом. Скорее всего лоббисты монополий готовят новые тарифные запросы к правительству, считают экономисты.
На 2013 год правительство запланировало очередной рост регулируемых инфраструктурных тарифов для населения. В июле произойдет плановая индексация тарифов на электроэнергию для населения – на 12–15%. В среднем за год электроэнергия, по данным МЭР, подорожает примерно на 9–11% по сравнению с 2012 годом. Индексация тарифов на тепловую энергию, намеченная на июль, составит 10%. В среднем за год тепло подорожает примерно на 12%. Газ для населения станет дороже на 15%. Выше предельных уровней индексации коммунальные тарифы подскакивать не должны.
Между тем перспективы следующих двух лет уже не столь однозначны. МЭР публикует несколько раз в год ключевые для экономики РФ и для бюджетного планирования документы. Среди них – прогноз социально-экономического развития РФ на ближайшие три года, в котором прописываются макроэкономические показатели и уровни роста тарифов. Эти прогнозы могут затем уточняться. Так, в декабре 2012 года ведомство Андрея Белоусова обнародовало уточненный «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013–2015 годы». И, несмотря на то, что в названии официального документа говорится о трехлетнем периоде, на самом деле многие правительственные ориентировки в нем таинственно обрываются на 2013 годе. Касается это и тарифов.
Декабрьский документ уточняет сентябрьскую – первоначальную – версию прогноза. И в сентябрьском «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов» все показатели на ближайшую трехлетку указаны, в том числе тарифы. Так, ориентиры по индексации тарифов на электроэнергию, тепло и газ на 2013 год в обеих версиях документа совпадают. В 2014 году в сентябрьской версии правительственные специалисты прописали рост тарифов на электроэнергию для населения в среднем за год на 12–15% и для 2014, и для 2015 годов. Тепло и в 2014, и в 2015 годах подорожает примерно на 11%. Газ для населения – на 15% за каждый год.
Власти РФ придерживаются политики трехлетнего бюджетного планирования. И в основе главного финансового документа страны лежат именно прогнозы МЭР, именно от них зависит, какой будут доходная и расходная части бюджета. Поэтому исчезновение из уточненного документа, который официально называется прогнозом до 2015 года, двух лет из трехлетки, породило у экспертов массу подозрений. Не исключают они и очередного пересмотра тарифной политики.
Директор департамента компании ФБК Игорь Николаев предположил, что исчезновение показателей за 2014–2015 годы может объясняться желанием властей дать себе больше пространства для дальнейших маневров в тарифном регулировании. «Никто не хотел бы, чтобы были какие-то препятствия – даже в виде прогноза на 2014–2015 годы – по установлению более высоких тарифов. Уже сейчас ясно, что можно рисовать какие угодно прогнозные показатели по росту потребительской инфляции – например, на 2013 год в виде 5–6%. Но есть ведь понимание того, что эти прогнозы вряд ли будут выдержаны. Значит, возникают сомнения и в исполнимости прогнозов по росту тарифов», – отмечает эксперт.
Не исключены, по его словам, лоббистские усилия со стороны поставщиков электроэнергии, тепловой энергии и иных коммунальных услуг. «Моя версия – власти просто хотят постелить себе соломку, для того чтобы нарисовать более высокие предельные уровни индексации тарифов в 2014–2015 годах», – говорит Николаев. Ожидать же изменения первоначальных прогнозов в сторону понижения, по его мнению, не стоит: «Это было бы чудом, если бы в правительстве отказывались от первоначальных планов в сторону снижения. У нас или сохраняются планы, что тоже в общем-то бывает не часто, или пересматриваются в сторону увеличения».
Николаев предполагает, что уровень роста тарифов на 2014–2015 годы может быть повышен по сравнению с первоначальным вариантом на 2–5 процентных пункта. «А как обосновать это – придумают. Можно будет объяснить это введением социальных норм потребления коммунальных услуг с 2014 года. Но далеко не только этим. Выяснится, что надо выполнять инвестпрограммы, а денег не хватает, сошлются на ветхие фонды», – перечисляет эксперт.
Главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев полагает, что удаление ряда показателей из уточненного прогноза может быть связано с высокой волатильностью и неопределенностью на рынке. Директор по управлению активами компании «Трейд-Портал» Николай Солабуто не исключает, что маневр правительства мог быть связан с общественной реакцией на такие перспективы. Чиновники могли во избежание обострения ситуации убрать из документа неприятные цифры, но не отказаться при этом от своих планов повышения тарифов.
Между тем в Сводном департаменте макроэкономического прогнозирования МЭР вчера попытались развеять сомнения экспертов и сообщили, что ничего подозрительного в том, что уточненная версия прогноза не содержит данных по нескольким годам, нет. Ведь основная версия – именно сентябрьская, ее утверждало правительство. В департаменте уверили, что прогнозные показатели на 2014–2015 годы остаются в силе, а уточнения касались исключительно данных по 2012–2013 годам. Правда, заметим, цифры по 2013 году в обеих версиях одни и те же, а уточнения некоторых показателей за 2012 год выглядят несколько странно в прогнозе на 2013–2015 годы.
Директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭР Олег Засов добавил «НГ» следующее: «Декабрьский прогноз имеет справочный характер, он не принимается правительством и не имеет никакой юридической и нормативной силы. У нас две основные версии прогнозов – это сентябрьская версия, которую принимает правительство, и сценарные условия, которые публикуются обычно в апреле–мае. Именно сентябрьский прогноз имеет нормативную силу, и его одобряет правительство. Декабрьская версия – это наши уточненные оценки, она имеет промежуточное значение, поэтому мы не рассматривали там 2014–2015 годы».
Однако отметим, что промежуточное значение декабрьской версии не помешало специалистам ведомства все же пересмотреть ряд показателей на 2014–2015 годы. Это касается прогнозов по объемам добычи, переработки и экспорта нефти, которые были пересмотрены в сторону увеличения.
Правительственные ориентиры для роста тарифов монополий, в % | |||
Эти данные оставлены в прогнозе | Эти данные исчезли из официального прогноза | ||
2013 | 2014 | 2015 | |
Электроэнергия для населения | 9–11 | 12–15 | 12–15 |
Тепловая энергия | 12 | 11 | 11 |
Газ для населения | 15 | 15 | 15 |
Источник: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013–2015 годы |