Ректор Российской академии народного хозяйства Владимир Мау и премьер Дмитрий Медведев пытаются оживить отечественную экономику без ясной стратегии и конкретной программы реформ.
Фото с официального сайта правительства РФ
Спор по поводу того, как взбодрить отечественную экономику, вчера вышел на публичный уровень. Выступая на Гайдаровском форуме, прошедшем в Российской академии народного хозяйства под руководством ректора Владимира Мау, представители Центробанка и правительства не сошлись по принципиальным вопросам. Премьер Дмитрий Медведев и руководство Минэкономразвития уверены в том, что ВВП может и должен расти на 5% ежегодно, Центробанк в лице первого зампреда Алексея Улюкаева полагает, что 3,5% роста – это и есть как фактический, так и потенциальный предел.
По существу ситуацию можно описать так: правительство кивает на ЦБ, надеясь, что тот снизит ставки по кредитам и ускорит экономический рост. Центробанк, в свою очередь, кивает на правительство, указывая, что экономика тормозит из-за разнообразных структурных ограничений, и она не будет расти больше 3,5% в год даже при дешевых кредитах. Президент Путин, в руках которого сосредоточены все бразды экономического правления, озабочен низкими темпами роста. Но никакой программы по преодолению структурных ограничений власти не выработали и даже не собираются этого делать. Дискуссия идет на дилетантском уровне. Между тем четкая программа оживления несырьевых секторов экономики могла бы стать для отечественного бизнеса ясным ориентиром и стимулом к развитию.
Как пояснил Улюкаев, смягчение денежной политики в России было бы «контрпродуктивно», поскольку у экономического роста есть структурные ограничения, и они же объясняют «приемлемый» отток капитала. «Пытаясь решить серьезные проблемы за счет монетарной политики или фискальной, мы рискуем их не только не решить, но усугубить при отсутствии изменений институтов и структуры экономики», – предупредил он. По его словам, фактический экономический рост в России – сейчас 3,5% – примерно соответствует потенциальному. «Поэтому смягчение денежной политики в виде снижения процентных ставок было бы контрпродуктивно с точки зрения того, что это не дало бы результата в виде желаемого экономического роста, а скорее всего привело бы к накоплению новых дисбалансов, новых рисков в разных сегментах экономики».
Структурной проблемой Улюкаев назвал и вывод средств. «Начиная со второго квартала 2012 года мы вернулись в ситуацию, когда квартальный отток чистого частного капитала – это однозначная цифра меньше 10 миллиардов долларов, – отметил он. – И с моей точки зрения, эта цифра приемлема для того состояния институтов, которое есть в России».
Он согласился с выступившим там же министром финансов РФ Антоном Силуановым в том, что попытки решать структурные проблемы за счет фискального стимулирования «не работают в мире и не работают в России».
Впрочем, глава правительства Дмитрий Медведев готов подстегнуть министров к выполнению задачи обеспечить в ближайшее время переход к устойчивому росту ВВП на уровне не ниже 5% в год. «К этому нужно стремиться, на этой основе добиться стабильного роста благосостояния российских граждан», – сказал Медведев, выступая на форуме.
Идею премьера подхватил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, который отметил, что для достижения роста экономики РФ в 5% ВВП в год потребуются серьезные преобразования, в том числе и корректировка бюджетного правила. Прогноз по росту ВВП на текущий год, напомнил он, составляет 3,6% ВВП. «Мы исходим из того, что наш потенциал выше – четыре с лишним и до пяти процентов. И в принципе при проведении серьезных структурных преобразований, при повышении конкурентоспособности компаний – и это было заложено в прогнозах – мы в 2014–2015 годах можем ускорить темпы роста и выйти на четыре или четыре с лишним процента ВВП в год», – сказал замминистра.
Между тем замедление экономического роста в РФ, отмеченное в конце 2012 года, «вселяет беспокойство», заявил вчера президент Владимир Путин. «По оценке Минэкономразвития, рост ВВП за январь–ноябрь прошлого года составил 3,5%, – сообщил он на совещании по экономическим вопросам. – Настораживает скачущая динамика экономических показателей в течение года. Окончательных цифр за декабрь пока нет, возможно, они окажутся более обнадеживающими, но результаты ноября вселяют определенное беспокойство. По оценкам Минэкономразвития, годовой рост ВВП замедляется».
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заклинает правительство от неверных шагов в экономике. Фото РИА Новости |
Впрочем, как отмечает руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев, в позициях Центробанка и премьер-министра нет противоречий. «Нынешний рост ВВП в 3,5% действительно соответствует потенциальному для существующей модели экономики. Но премьер говорит о том, что надо нынешнюю модель менять так, чтобы она была способна демонстрировать рост в 5% ежегодно, и все согласны, что это достижимо только мерами нефискального характера, – поясняет он. – То есть дискуссия сейчас ведется относительно будущей экономической стратегии и о соответствующих целевых показателях, а не о текущих возможностях экономики».
Повышение способности экономики к расширенному воспроизводству возможно только за счет сосредоточения на каком-либо направлении. Вопрос, на каком именно, – рассуждает эксперт. «Необходимы точки роста, и их потенциально может быть несколько: существенное увеличение оборонзаказа, способствующее стимулированию промпроизводства, развитие экспортного потенциала отдельных отраслей, мобилизация бюджета под инфраструктурные проекты, – продолжает он. – Программа гособоронзаказа в последние годы расширилась, но она не сможет сдвинуть всю экономику. Конкурентоспособные отрасли, на которые можно было бы сделать ставку для наращивания экспорта и в которых у России было бы существенное конкурентное преимущество, пока не очевидны. Остается вкладывать в инфраструктурные проекты для стимулирования всех остальных отраслей, и президент в последнем Послании Федеральному собранию намекнул на то, что пора этим всерьез заняться».
С этими выводами согласна старший аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова, по словам которой темпы роста экономики возможно ускорить до 5% путем роста объемов оборонзаказа и ослабления рубля, а также за счет усиления спроса, в первую очередь со стороны стран Европы. «Впрочем, с учетом текущей ситуации в еврозоне на этот канал вряд ли стоит рассчитывать в краткосрочной перспективе», – сетует она. Сколько времени еще потребуется еврочиновникам для прекращения рецессии и возврата к росту промпроизводства и ВВП, пока неясно.
В свою очередь, директор по управлению активами инвесткомпании «Трейд-Портал» Николай Солабуто считает, что задача, поставленная Медведевым, выполнима, и даже перевыполнима, причем уже до 2015 года. «Для ее выполнения нужно развивать реальный сектор экономики, который сейчас стагнирует по причине высоких процентных ставок, – говорит аналитик. – Между тем Центральный банк не снижает учетную ставку и держит ее на предельно высоких уровнях. Напомню, что межбанковская ставка сейчас находится на уровне мая 2008 года. Еще чуть-чуть – и новый кризис, более разрушительный, чем в 1998 году».
Впрочем, какой путь выберут власти, пока все еще не совсем понятно.