Отличить нынешнюю регистрацию от советской прописки очень не просто.
Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Президентский законопроект, ужесточающий наказания за нарушения правил регистрации, встревожил российских граждан. Ведь многие из них живут совсем не там, где они прописаны. Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский поспешил успокоить сограждан, пообещав не гоняться за ними и не выявлять тех, кто проживает не по месту регистрации. Однако заверения высокопоставленного чиновника – это одно, а полицейская практика – это совсем другое.
Судя по официальным комментариям, президентский законопроект направлен исключительно против так называемых резиновых квартир, хозяева которых умудряются оформлять регистрацию на временное проживание для сотен приезжих.
Главными клиентами таких квартир являются гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья. При этом чиновники Федеральной миграционной службы не знают, где живут и чем занимаются эти люди. По данным ведомства, в прошлом году в стране было более 6,4 тыс. резиновых квартир, в которых в общей сложности были зарегистрированы почти 300 тыс. человек. И подобная картина повторяется из года в год. За фиктивную регистрацию законопроект предлагает наказывать гражданина РФ или иностранца штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Казалось бы, новый законопроект должен был напугать только тех, кто пользуется услугами резиновых квартир. Однако обеспокоились добропорядочные граждане, которые увидели в тексте проекта для себя прямую угрозу. Публикация законопроекта на сайте Госдумы вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию в обществе. Прежде всего россияне, многие из которых в силу обстоятельств имеют постоянную регистрацию по одному адресу, а проживают по другому, недоумевают по поводу статьи, предусматривающей штрафные санкции за проживание без регистрации. Такое встречается сплошь и рядом: молодая семья живет отдельно от родителей на съемной квартире; муж (жена), имея собственную жилплощадь, живет у жены (мужа). А владельцы нескольких квартир и загородных домов вообще могут несколько раз в год поменять место жительства. Как быть всем этим людям? Неужели они должны обивать пороги районных отделений ФМС, чтобы получить временную регистрацию?
Между тем глава ФМС Константин Ромодановский поспешил успокоить российских граждан. «Я хочу еще раз заверить, что это не касается граждан, кто имеет квартиру по одному адресу, а проживает по другому… Мы не будем за ними ни гоняться, ни выявлять – пусть живут спокойно», – пообещал он в субботу в эфире телеканала «Россия». Ромодановский при этом не стал объяснять, почему можно будет не исполнять то, что обретет силу закона. Ведь в законопроекте прямо указано, что за «проживание граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации» предусматриваются штрафы.
«У нас много остается щелей для таких вот мошенников и жуликов, и, чтобы не происходили махинации и не было злоупотребления собственниками своего жилья, нужны меры, которые предусматривают борьбу с фиктивной регистрацией, фиктивным миграционным учетом», – считает глава ФМС.
Отметим, что прежде Ромодановский был куда более категоричен в оценках. В частности, в феврале 2012 года он предлагал лишать собственников жилья, которые более трех месяцев не проживают в своих квартирах, регистрации и объявлять их в розыск. Впрочем, эта идея логического продолжения, к счастью, не получила. Внутри страны это сделать, наверное, еще можно. Разыскивали же помещики беглых крепостных. Но для розыска россиян, разъехавшихся за последние 20–30 лет по всему миру, сегодня пришлось бы задействовать Интерпол.
Аналогии с крепостным правом эксперты считают уместными. «Это фактически возрождение института прописки и ограничение свободы передвижения, гарантированной гражданам России Конституцией», – считает управляющий партнер московского офиса юридической группы AstapovLawyers Денис Быков. Он считает, что проблемы незаконной миграции предлагается решать не силами государственных органов, а за счет ущемления прав добросовестных граждан. В развитых странах ничего похоже на регистрацию (прописку) давно нет. Контроль за миграцией населения осуществляется иными способами – например, через карточки медицинского или пенсионного страхования. И поменять место жительства каждый может без согласования с органами власти. Ужесточая институт регистрации, наше государство признает неспособность победить нелегальную миграцию, констатирует Быков. По данным ФМС, на территории России нелегально находятся от 3 до 5 млн. иностранцев. У независимых экспертов иное мнение – по их оценкам, этот показатель может достигать 10 млн. человек. На этом фоне 300 тыс. приезжих, зарегистрированных в резиновых квартирах, не кажутся самой главной проблемой.
В свою очередь, руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков считает, что грядущее ужесточение миграционного законодательства предпринимателей напрямую не коснется. Предприятия либо работают вчерную, трудоустраивая нелегалов, либо через агентства по подбору персонала, которые и берут на себя все заботы и риски по легализации приезжих. Однако для внутренней трудовой миграции изменение правил может иметь негативные последствия. Претендовать на престижную и высокооплачиваемую работу жители других регионов могут, как правило, при наличии у них местной регистрации. И если эта процедура усложнится, то эти люди могут пострадать, не исключает Остарков.