Что только не говорили о причинах отставки министра обороны Анатолия Сердюкова. Противоборство властных политических кланов, давление армейских генералов, конфликт с ВПК и, конечно, любовный треугольник или даже многоугольник. В 1990-х годах Сердюков возглавлял мебельную фабрику, в 2000-х – налоговую службу. Поэтому, когда в феврале 2007 года он возглавил Министерство обороны, логично стало обвинять его во всех грехах: в развале армии, снижении обороноспособности России и так далее по списку. Но если разобраться, далеко не все из того, что сделал бывший министр, пошло во вред. Теперь это мало кому интересно, хотя Сергей Шойгу, очевидно, продолжит многие из начинаний своего предшественника.
Идея реформы Вооруженных сил (ВС) принадлежала Владимиру Путину. С одной стороны, его перестала устраивать ситуация, когда денег на армию выделялось все больше, но результатов видно не было. С другой, США стали постепенно повышать свою военную активность. «В случае начала военных действий нас ждала участь армии Саддама Хусейна, не способной решать современные боевые задачи», – подчеркивает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. В 2006 году правительством были рассмотрены основные концептуальные направления реформы. «Назначение Сердюкова министром было политическим решением», – говорит вице-президент Коллегии военных экспертов Александр Владимиров. Одна из причин – он не был связан никакими обязательствами корпоративного характера перед генералитетом. У него были развязаны руки для любых кадровых и организационных решений. Сердюков должен был обеспечить контроль над военной реформой и финансовыми потоками, выделяемыми на национальную оборону. В 2010 году была принята программа перевооружения армии, ее бюджет увеличивался с 13 до 20 млрд. руб. (на период с 2011 по 2020 год). «Надо различать коррупционный скандал в Минобороны с военной реформой. Аутсорсинг безальтернативен, – считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – В мирное время солдат при годичном сроке службы должен полностью быть освобожден от любых непрофильных работ. Уже не говоря о том, что он не должен строить генеральские дачи, как это было принято раньше». При Анатолии Сердюкове служба в армии приобрела гуманные очертания: срок службы сократился с двух лет до одного года, также солдаты были освобождены от любых непрофильных функций, им разрешили даже пользоваться мобильными телефонами.
К 2016 году должно было быть 425 тыс. контрактников на миллион солдат. Фактически каждый второй должен служить по контракту. «При Сердюкове улучшилась ситуация с боевой подготовкой, дисциплиной и дедовщиной, – отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Была создана новая, более эффективная система управления Вооруженными силами».
Недовольных действиями Сердюкова было много. Только штат центрального аппарата армии был сокращен с 53 тыс. человек до 5 тыс. Обострились отношения с военной промышленностью. «До назначения Сердюкова предприятия военно-промышленного комплекса диктовали свои условия Минобороны, был большой перекос в их сторону», – говорит Александр Храмчихин. От заводов Сердюков потребовал раскрытия содержания контрактов в плане формирования конечной цены продукта. И в некоторых случаях принималось решение о закупке импортных систем. «Правда, эти контракты носили не глобальный характер, – отмечает Игорь Коротченко. – По французским вертолетоносцам «Мистраль» это было политическое решение. Лоббистом выступал тувинский сенатор Сергей Пугачев, контролировавший верфи «Объединенной промышленной корпорации». Затем начались переговоры между Россией и Францией на высшем уровне». По словам эксперта, политическим было и решение о покупке израильских беспилотных летательных аппаратов. Продукт с требуемыми характеристиками не могла выдать российская промышленность. Сердюкову надо было искать баланс между возможностями российского ВПК и желанием приобрести качественную технику, но он не хотел идти на компромисс и жестко настроил всех против себя.
На момент прихода Сердюкова в армии существовало 16 уровней согласования для всех расходов при формировании бюджета. Это приводило к бюрократизации процессов, при которой армия не могла эффективно планировать бюджет и закупать необходимые ресурсы. Таких уровней осталось всего три. Также произошел переход на трехзвенную систему управления, что снизило время прохождения команд от вышестоящих органов до непосредственно воинских частей. Была создана единая система материально-технического обеспечения войск.
Официальная причина увольнения министра, которая следует из слов Владимира Путина: отставка позволит объективно вести расследование дела «Оборонсервиса», подведомственного Минобороны. «Сложился тактический альянс целого ряда крупных игроков и структур, недовольных министром, что привело к отставке, – отмечает Коротченко. – Это помимо того, что был объективный повод – коррупционные дела, о которых так много говорят».
Министерством обороны сейчас руководит бывший глава МЧС и губернатор Подмосковья Сергей Шойгу. «Он будет однозначно продолжать военные реформы, – уверен Игорь Коротченко. – Таково указание Путина, во-первых, и отсутствие альтернативы, во-вторых. Возрождать дивизии и отказываться от аутсорсинга уже невозможно». В идеале было бы хорошо полностью перейти на контрактную армию, но экономика страны не позволит это сделать. С этим согласна и профессор Академии военных наук Наталья Ромашкина: «Шойгу придется продолжать реформу армии. Новый министр уже провел ряд корректировок прежних решений. Это касается военной медицины и системы военного образования».
Что теперь будет с Анатолием Сердюковым? Стоит подождать судебных вердиктов по «Оборонсервису». Впрочем, на данный момент можно предполагать, что расследование и судебные разбирательства продлятся еще долго. Слишком уж много в этом деле деталей и обстоятельств, которые, очевидно, будут рассматриваться не в пылу антикоррупционной борьбы, а в рамках всестороннего анализа. На 100% можно быть уверенным лишь в том, что никакие скандалы и разбирательства не должны помешать продолжению работы по повышению эффективности российских Вооруженных сил.