0
1570
Газета Экономика Интернет-версия

17.12.2012 00:00:00

Дорожники не готовы к золотому дождю

Тэги: дороги, финансы


дороги, финансы Отказ от дорожного строительства дорого обходится экономике.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов считает целесообразным вкладывать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в строительство современных автомагистралей. По его мнению, слабое развитие дорожной сети сегодня оказывает негативное влияние на отечественную экономику, подчас ставит крест на реализации инвестиционных проектов. Впрочем, 100 млрд. руб., которые в будущем году могут быть выделены на приобретение инфраструктурных облигаций, недостаточно, чтобы выполнить президентский наказ – в два раза увеличить объемы дорожного строительства. Для этого необходимо довести объемы финансирования с нынешних 300 млрд. руб. до 500–600 млрд. руб. в год.

«Мы считаем, что, если говорить о влиянии инфраструктурных ограничений на экономический рост, в первую очередь необходимо расшивать пробки на автомобильных дорогах», – заявил Андрей Белоусов, отвечая на вопрос журналистов, в какие проекты могут быть вложены 100 млрд. руб. из ФНБ в 2013 году. Министр экономического развития напомнил, что в Послании Федеральному собранию президентом Владимиром Путиным была поставлена задача увеличить объемы дорожного строительства в два раза. По предварительным расчетам Минэкономразвития, для этого необходимо довести финансирование дорожной отрасли до 500–600 млрд. руб. в год, в то время как сейчас оно ограничено менее 300 млрд. руб.

И не факт, что все деньги из ФНБ, предназначенные для размещения в инфраструктурные облигации, достанутся непременно автодорожной отрасли. На них претендует и РЖД, намеревающиеся выпустить в будущем году специальные нерыночные ценные бумаги со сроком окупаемости от 15 до 30 лет. Общим объемом 100 млрд. руб. Железнодорожники рассчитывают привлечь средства не только ФНБ, но и ПФР.

Белоусов не скрывает, что для него приоритетом являются именно строительство новых и реконструкция существующих автомагистралей. «Это очень большой рывок, и сто миллиардов могут быть здесь лишь первым шагом», – подчеркнул он. По его убеждению, инвестиции в развитие дорожной сети способны обеспечить приемлемую доходность. В строительстве автодорог есть окупаемый сегмент. В первую очередь необходимо работать в нем, участвуя в проектах частно-государственного партнерства, которые обеспечивают окупаемость, например, за счет создания объектов придорожной инфраструктуры, различных сопутствующих сервисов. «Важно правильно структурировать такие проекты», – отметил министр.

Белоусов не в первый раз открыто лоббирует интересы автодорожной отрасли. В начале декабря на одной из конференций он говорил, что ухудшающееся состояние дорог в России может на 100% обесценить любые усилия по улучшению инвестклимата в стране. Пропускная способность автодорог в нашей стране падает. «Уже есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довезти продукты питания в срок до места потребления», – сказал министр. После чего погрузился в статистику: в Советском Союзе ежегодно вводилось в эксплуатацию от 10 до 12 тыс. км дорог общего пользования, в России 90-х годов – 6–7 тыс. км, а сегодня всего 2 тыс. км в год. Дорожные фонды оказались не панацеей, плюс растущие расходы на нормативный ремонт автодорог, а в результате финансирование строительства новых дорог резко сузилось. Решить проблему невозможно без привлечения нефтегазовых доходов, аккумулируемых в суверенных фондах, убежден Белоусов. Любые другие источники финансирования ограничены в связи с низкой окупаемостью таких проектов.

«НГ» вчера пыталась узнать мнение о возможности инвестирования средств ФНБ в строительство новых автомагистралей у советника руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Андрея Меньшова. К сожалению, наш собеседник отказался комментировать ситуацию, сославшись на то, что Росавтодор – это орган исполнительной власти, а чиновники, работающие в агентстве, всего лишь исполнители указаний вышестоящих структур. Вдобавок ко всему в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», есть подпрограмма, касающаяся автодорог, которая и реализуется. Словом, сложилось впечатление, что в Росавтодоре к инициативе главы Минэкономразвития Белоусова в настоящий момент не готовы. У них как минимум нет готовых к реализации проектов. А на одних финансовых аппетитах далеко не уедешь.

Что касается независимых экспертов, то некоторые из них скептически оценивают перспективы инфраструктурных облигаций в дорожном строительстве. Главный экономист Центра развития Валерий Миронов, с одной стороны, согласен с Белоусовым, что плохие дороги, а тем более их физическое отсутствие не добавляют конкурентоспособности российской экономике. С другой стороны – в отрасли высок риск потерять деньги вследствие коррупции. По словам Миронова, ему встречались исследования, в которых эти потери оценивались в размере 20–30% от объема инвестиций. Эксперт считает, что власти могли бы найти применение деньгам ФНБ в тех секторах экономики, где больше прозрачности и порядка с финансами. Строить дороги в принципе тоже можно, но при условии жесткого контроля за инвестициями, например, со стороны совета держателей инфраструктурных облигаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1357
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1544
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1651
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3918

Другие новости