Членство в ВТО производителей зерна не пугает.
Фото Reuters
Парадоксальная ситуация сложилась на конференции, посвященной формированию единой агропромышленной политики Таможенного союза и ВТО. Министры Евразийской экономической комиссии убеждали в успехах, достигнутых в борьбе за защиту интересов российских, белорусских и казахстанских сельхозпроизводителей. Оценки самих аграриев по многим вопросам были диаметрально противоположны. В конце концов выяснилось, что ВТО далеко не самый совершенный и справедливый механизм в разрешении торговых споров. Но другой пока не создан.
Вчера в Центре международной торговли Москвы (ЦМТ) состоялась конференция «Формирование единой позиции по вопросам агропромышленной политики в рамках Таможенного союза и ВТО», инициатором которой выступила Агропромышленная ассоциация Таможенного союза (ТС) при поддержке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Это мероприятие анонсировалось как диалог власти и аграриев для выявления системных противоречий. Но на поверку оказалось, что стороны часто принципиально расходятся в оценках ситуации. То, что для бюрократии Таможенного союза успех, для бизнеса – провал и угроза.
Министр по промышленности и агропрому Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский приложил немало сил, чтобы наполнить оптимизмом коллективный разум участников конференции. Он напомнил, что ТС превратился в весомое региональное формирование. В его активе – 230 млн. га сельхозугодий и 170 млн. потребителей. Россия, Белоруссия и Казахстан вышли в лидеры по экспорту зерна и еще нескольких продуктов питания. Объем взаимной торговли за последние восемь месяцев составил около 5 млрд. долл. Рост производства зафиксирован практически по всем видам продукции агропрома стран ТС.
Причем, с гордостью констатировал Сидорский, агросектор растет активнее, чем промышленность. За счет этого удалось существенно снизить импорт сельхозпродукции. Например, молока и сливочного масла на 15 и 18% соответственно, сахара – на 76%. Впрочем, тут же выяснилось, что достигнутые успехи принципиально ничего не изменили и до полной продовольственной независимости ТС еще далеко. Сидорский с сожалением констатировал, что Россия, Белоруссия и Казахстан ежегодно импортируют продовольствие в общей сложности на 40 млрд. долл. В ходе трансформации ТС в Евразийское экономическое пространство, которая по плану завершится в течение ближайших двух лет, эта проблема должна быть решена, убежден выступающий.
Достижению столь амбициозных целей может помешать расширение импорта сельхозпродукции в ТС в связи с применением правил Всемирной торговой организации. Россия уже формально является членом ВТО, а Белоруссия и Казахстан обязались по умолчанию соблюдать нормы и правила этой международной торговой организации. Однако министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев постарался развеять опасения относительно ВТО. По его словам, в связи со вступлением России в ВТО для агропрома стран ТС «произошло некоторое снижение тарифной защиты». Однако это снижение не носит драматический характер. Действительно, средний тариф снизился незначительно – с 15,6 до 15,2%. Но к 2015 году барьер тарифной защиты опустится почти до 11%. В связи с этим некоторые сектора агропрома могут испытать прессинг со стороны импорта.
Прежде всего опасность обострения конкуренции грозит свиноводству. Но, как считает Слепнев, Россия при вступлении в ВТО отстояла неплохие условия. Но чтобы не проиграть конкурентам, необходимо за восемь лет обеспечить качественное развитие свиноводства в странах Таможенного союза. Причем эти меры следует начинать реализовывать немедленно. Задача эта выполнима, считает он, поскольку объем поддержки сельского хозяйства в настоящее время ограничен не столько правилами ВТО, сколько возможностями национальных бюджетов стран Таможенного союза. Тех 4,5 млрд. долл. господдержки, которые получают российские, казахские и белорусские сельхозпроизводители, вполне достаточно для того, чтобы осуществлять тактический маневр, перераспределяя эти финансовые ресурсы на приоритетные направления.
Однако с благостными оценками ситуации чиновников ЕЭК не согласились остальные участники конференции. Особенно возмутились свиноводы. Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев прямо заявил, что фактор ВТО создал в отрасли драматическую ситуацию. Сегодня в Таможенный союз импортируется до 20% объема мирового производства свинины. «Идет настоящая торговая война. Цены на свинину упали на 25%. В результате наши производители в убытках», – подвел безрадостный итог оратор.
Об интересах потребителей, которые прямо заинтересованы в снижении цен на продовольствие, лоббисты аграриев предпочитают не упоминать.
«Жизнь по правилам ВТО не проста и совсем не усыпана лепестками роз», – философски резюмировал гендиректор ЦМТ Владимир Саламатов.
Опасаются внедрения норм ВТО и казахи. «В республике бытует мнение, что выгод местным сельхозпроизводителям это точно не принесет. Одна из причин – удаленность страны от выхода к морю», – сообщил председатель Казахстанского делового совета АПК Арман Евниев.
Президент ассоциации производителей российской сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин принадлежит к числу ярых противников условий присоединения к ВТО. Лишь вне ВТО у Таможенного союза есть шанс создать эффективный общий сельскохозяйственный рынок, работающий по единым правилам, считает Бабкин. «Идея регионального объединения откроет реальные возможности для развития сельского хозяйства. При членстве же России в ВТО Таможенный союз жить будет, но наши страны не получат возможности для развития промышленности и сельского хозяйства», – уверен Бабкин.