Вернуть деньги за купленный заранее билет на спектакль будет практически невозможно.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Отечественные театры наживаются на невозможности возврата проданных билетов. Это нужно учитывать при планировании новогодних праздников и каникул. В отличие от билетов в кинотеатры, на поезда или самолеты вернуть театральные билеты практически невозможно. Столь жесткую позицию по отношению к гражданам театры объясняют тем, что они предоставляют особый вид услуг. Доходы от не пришедших на спектакли зрителей составляют десятки миллионов рублей в месяц.
Накануне новогодних праздников и каникул театры и развлекательные учреждения ужесточают билетную политику. В случае форс-мажора граждане не могут вернуть деньги за купленный заранее неиспользованный билет. Стандартная ситуация: семья заранее покупает билеты на спектакль, мюзикл, концерт, детское представление, однако за несколько дней до мероприятия кто-то заболевает, и приходится менять планы. И граждане вдруг узнают, что «билеты возврату не подлежат». Выходит, надо либо кому-то перепродать билеты, либо «простить» театру потраченные деньги. Ситуация, мягко говоря, несправедливая. Казалось бы, возврат купленных товаров и отказ от оплаченных, но неполученных услуг – нормальная практика. Сейчас граждане довольно легко могут вернуть железнодорожные билеты. Несколько сложнее ситуация с авиабилетами – возврат возможен, если это предусмотрено тарифом. Иное дело – театры или концертные залы. Эти заведения почему-то считают нормальным ставить своих зрителей в неравное и унизительное положение.
Вчера корреспонденты «НГ» обратились в ряд театров и концертных залов с вопросом: смогут ли они вернуть назад купленный заранее билет в случае форс-мажора? И везде ответ был примерно одинаков: нет, разве что через суд.
«Нет, билет вернуть назад не получится. Разве что обменять, но это тоже нежелательно», – сообщили «НГ» в кассе московского театра Et Cetera. «Билеты обычно назад не возвращаются. Если вы заболели – билеты возврату не подлежат. Их можно вернуть, если что-то отменилось или изменилось по нашей вине», – сказали в Московском международном доме музыки. «Ни сдать, ни поменять билеты на другую дату у нас нельзя», – заявили в Московском художественном театре (МХТ) имени Чехова. По словам представителя МХТ, еще недавно кассы принимали проданные билеты не позднее чем за сутки с возвратом половины стоимости билета, однако сейчас театр ужесточил свои правила. В отличие от театров сети кинозалов пока не пытаются наживаться на бытовых проблемах своих зрителей. «Любой билет можно сдать до начала сеанса и получить обратно его полную стоимость», – заверил «НГ» администратор сети «Каро Фильм».
Представитель Театра на Малой Бронной Оксана Демиденко приводит два аргумента в защиту театральных доходов от непришедших зрителей: во-первых, никто их не заставлял покупать билеты; во-вторых, «каждый спектакль – это акт творчества, и сравнивать его с покупкой других услуг нельзя». В театрах иногда давали совет покупать билет не заранее, а непосредственно в день спектакля, когда есть уверенность в своих возможностях посетить мероприятие. Странный совет, ведь на многие предновогодние и январские представления билеты уже сейчас выкуплены на 80–90%.
Сколько же денег присваивают отечественные театры? Самые приблизительные расчеты показывают, что только в Москве несостоявшиеся зрители теряют десятки миллионов рублей. Если столичные театры и концертные залы ежемесячно посещают около 300 тыс. человек и каждый десятый сталкивается с проблемой возврата билета, то при средней цене билета в 1 тыс. руб. кассам пришлось бы возвращать зрителям около 30 млн. руб. в месяц. Как видим, деньги немаленькие, и театры не зря стоят на страже этих сомнительных доходов.
Впрочем, некоторые юристы считают, что теоретически вернуть деньги за билет возможно. Однако стоить это будет немалых усилий. Как поясняет юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Денис Ульянов, «ответственность за возврат несет непосредственно организатор мероприятия – сам театр либо конкретное ООО или ЗАО». И деньги нужно требовать от них, а не от сетей распространения и агентов. «Причем при обращении в театральные кассы необходимо в первую очередь подать письменное заявление. И желательно, чтобы у человека осталось на руках подтверждение, что данный документ передан, – копия, второй экземпляр с подписью и временем подачи. В заявлении должны быть четко изложены требования, причем требования должны быть законными. Если такого письма нет, то фактически человек никуда не обращался и ничего не заявлял. При этом любые вопросы гражданского характера у нас в административном порядке решает только суд». Если человек все сделал правильно, подал письменное заявление о том, что желает вернуть билет и получить назад деньги, указал причины, серию и номер билета и т.п. и ему отказали – в таком случае он имеет право обращаться в суд, резюмирует юрист.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева считает, что отказ театров принимать назад билеты является нарушением прав потребителей: «В соответствии с Гражданским кодексом и Законом «О защите прав потребителей» потребитель – покупатель театрального билета – имеет право отказаться от услуги в любое время и вернуть деньги, исключая фактически понесенные театром расходы на печать билета». Однако, продолжает эксперт, на практике многие театры принимают свои внутренние правила, в которых могут быть прописаны иные варианты возврата билетов. При этом федеральные и региональные власти фактически закрывают глаза на не вполне достойную политику театров.
«Согласно действующему законодательству, вопросы финансовой и хозяйственной деятельности, к которым относятся ценообразование и распространение билетов, находятся в непосредственном ведении руководства учреждений культуры, вместе с тем они не должны входить в противоречие с Федеральным законом «О защите прав потребителей», – сообщили «НГ» в Министерстве культуры РФ.
Сами театры во что бы то ни стало отстаивают свою позицию. «Продажа и покупка билета – это не показ спектакля, а право на его посещение, которое передается покупателю за деньги в момент продажи билета и которым покупатель может пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению. В этом смысле услуга по предоставлению права, за которую заплачены деньги, театром уже оказана. Кроме того, театр в указанные на билете день и время показывает зрителям спектакль, и тот факт, что покупателя в этот момент в театре не оказалось, никак не уменьшает расходы театра, часть которых содержится в каждом проданном билете, – рассуждает гендиректор театральной компании «Стейдж Энтертейнмент» Дмитрий Богачев. – Покупатель может оспорить подобный подход в суде. Вопрос в том, стоит ли ему затевать длительную бюрократическую процедуру, сбор документов и судебное разбирательство, чтобы вернуть деньги за неиспользованные билеты? Ведь это может занять недели, если не месяцы с весьма неочевидным исходом».
Богачев рассказал, что, в принципе, «есть более изящные и цивилизованные процедуры, которые защищают интересы абсолютно всех участников процесса» и которые распространены в Европе, Америке и встречаются в некоторых российских театрах: «Это либо страхование отмены посещения, либо гибкий тариф, допускающий обмен билета на другую дату, как это происходит с авиабилетами».