На «Гиннессе» кризис никак не отразился.
Фото автора
В Ирландии в конце минувшей недели был обнародован бюджет на 2013 год. По оценке экспертов, он самый жесткий за последние годы. Совершив мощный экономический скачок в 90-е годы, Ирландия по аналогии с азиатскими бурно развивающимися странами получила прозвище «кельтский тигр». Сегодня она переживает не лучшие времена. Заморожено строительство объектов, не удается вывести на докризисный уровень промышленные показатели, справиться с безработицей, бюджетным дефицитом, а государственный долг (около 3 млрд. евро) хоть не растет, но и не сокращается. Однако министр финансов Ирландии Майкл Нунан уверен: у страны хватит сил и ресурсов для восстановления позиций.
Ситуация действительно медленно улучшается. Для большего представления она еще недавно была сопоставимой с положением в Греции, которую ряд экспертов склонен считать безнадежной. А Ирландия выкарабкивается. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле еще в октябре объявил, что Дублину не потребуется второй пакет финансовой помощи. «Мы впечатлены прогрессом, которого Ирландии удалось достичь за последние пару лет. Ирландия является примером того, как бороться с финансовым кризисом. Я уверен, что ирландской экономике ничего не угрожает, она продолжает процесс восстановления», – отметил Шойбле.
Глава московского офиса Enterprise Ireland (Ирландское государственное агентство по поддержке и развитию торговли, инноваций и предпринимательства) Джерард МакКарти, с кем довелось встретиться в Дублине, также склонен считать, что пик падения пройден: «Посмотреть по сторонам – ничего вроде и не происходит. Волнений нет. Люди ходят на работу, за покупками, рестораны в выходные вечера переполнены. Можно подумать, что «кельтский тигр» выздоровел, но это еще не так».
Внешних признаков кризиса на первый взгляд нет. О среднегодовой зарплате 40 тыс. евро иные страны и не мечтают. Автопарк – супердорогих итальянских и английских машин не видно, зато в основном добротные немецкие. Еще один показатель состояния страны – прилавки магазинов и покупатели, – с этим тоже полный порядок.
«Экономику все-таки удалось удержать от сползания в хаос. Но многие показатели по-прежнему внушают тревогу», – говорит доктор экономики Джо Деркан из Института экономических и социальных исследований. По его словам, чтобы ситуация оставалась под контролем, правительству придется держать социальные статьи расходов в жестком режиме. Деркан считает, что главная задача сохранить нынешние макроэкономические показатели на существующем уровне, если уж пока невозможно способствовать росту. «Когда экономика выйдет из стагнации? В отличие от прошлых спадов Ирландия уже не обособлена, а входит в зону евровалюты, и, стало быть, есть дополнительные факторы. Невозможно назвать день и даже год, когда ситуация начнет улучшаться. Полагаю, что нынешняя продлится еще несколько лет, и только потом может возобновиться движение вперед», – говорит Деркан. На тот случай, если станет совсем худо, профессор Деркан может предложить… слоган: «Начни все заново». Но, похоже, сейчас он не пригодится. Выйдя из турбулентности, в Дублине уже подумывают о позитивной перспективе, хотя планов с ростом экономики не строят.
Дальнейшее развитие связано с обосновавшимися в Ирландии гигантами компьютерных и информационных технологий – Google, Apple, Microsoft, Intel Facebook и др., их стабильностью и инвестициями во внутренний рынок, а также инвестициями из-за рубежа, фармацевтической и пищевой промышленностью, туризмом и образованием.
Привлечением зарубежных средств занимается спецструктура IDA (Industrial Development Agency). «Преимущества, которые получает бизнес в Ирландии, в сравнении с другими странами, – высочайшая степень открытости, либеральное налоговое законодательство», – сказал «НГ» директор IDA по коммуникациям Оливер Эммет. Цель агентства – создание рабочих мест и экономических привилегий за счет оптимизации прямых иностранных инвестиций, а главные направления деятельности: финансовые услуги, фармацевтика, промышленность, стартапы, развивающиеся рынки. Основные надежды на инвестиции связаны с Китаем, Бразилией, Индией, Россией. Кстати, очень привлекательными для Ирландии выглядят и рынки сбыта этих стран, обладающие колоссальным потенциалом. Но на первом месте по традиции – США, которые в прошлом году в ирландскую экономику вложили свыше 30 млрд. долл. – больше даже, чем в китайскую.
Впрочем, Оливер Эммет не идеализирует положение и напоминает также о трудностях, которые поджидают инвесторов: это и дополнительные объемы вложений из-за общего кризиса, сокращение займов, напряженность международной налоговой конкуренции. Он также признает определенную слабость банковской системы Ирландии, которая дискредитировала себя в период острого кризиса, – те же гиганты IT со штаб-квартирами в этой стране свои средства предпочитают держать в зарубежных банках, преимущественно американских.
Любопытный штрих ирландского кризиса – увеличение объема продаж продукции национального бренда Guinness. Представитель компании Марк МакГоверн, устроивший экскурсию по музею предприятия, сообщил, что, по его данным, ни один человек из 30 тыс., работающих в производственной сети Guinness по всему миру, не был уволен даже в пиковый период кризиса. «Более того, – сказал он, – кажется парадоксальным, но продажи нашей продукции во всех странах, где есть Guinness, продолжают расти». Возможно, ответ на эту «загадку» в том, что потребители в условиях финансового кризиса от дорогих напитков перешли на качественное, но более дешевое пиво.
Малокки Кернса тоже можно считать «национальным брендом». Но в отличие от упомянутой выше гигантской корпорации его небольшое предприятие по выпуску бойранов (национальных барабанов) и сувениров переживает тяжелый период. Из 28 работников Кернсу пришлось оставить только 8, да и тем подрезать зарплаты. В живописном Раундстоне уменьшилось количество туристов. А профессиональные музыканты – кстати, в числе заказчиков Кернса легендарные The Chieftains, в барабанах не каждый день нуждаются. Аренда сжирает сбережения, кредиторы держат за горло, а от слова «банк» мастера барабанных дел бьет дрожь: «Удавил бы, будь моя воля: людей разорили, сами набили карманы, а нас теперь процентами душат!»
Кажется, точно такая реакция на кризис не только у представителя ирландского миддла. Разве нет?
Дублин–Москва