Аркадию Дворковичу поручена нелегкая работа – объяснить, зачем России участвовать в Киотском протоколе.
Фото РИА Новости
Вопрос об участии России в Киотском протоколе, сторонники которого уже много лет борются за уменьшение вредных выбросов в атмосферу, решался на днях в столице Катара. Несмотря на сообщения СМИ о том, что Россия якобы вышла из протокола, этого на самом деле не произошло. Впрочем, участие нашей страны в Киотском процессе будет теперь носить чисто формальный характер – освободившись от обязательств по ограничению выбросов, Россия лишилась и возможных преимуществ в виде права торговать квотами на эмиссию парниковых газов.
«В Киотском протоколе согласились участвовать все страны, кроме США и Канады, но участие очень разное. Более 100 развивающихся стран, включая Китай и Индию, участвуют в протоколе через проекты механизма чистого развития (МЧР), обязательств по выбросам у них нет, – заявил вчера «НГ» участник конференции, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. – У Японии, России и Новой Зеландии тоже нет обязательств и они могут поддерживать проекты МЧР в развивающихся странах, но участвовать в проектах совместного осуществления (ПСО) они не могут. Тем самым наша страна лишается возможности продления имеющихся у нас 100–150 проектов Киотского протокола».
Напомним, что Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата вступил в силу в 2005 году и предполагал обязательства развитых стран по сокращению выбросов в атмосферу, а также рыночные механизмы их выполнения. Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года. В Дохе 200 стран-участниц проголосовали за продление действия Киотского протокола, направленного на борьбу с глобальным потеплением, до 2020 года.
Между тем в России отношение к Киотскому процессу пока прохладное. Настолько, что в октябре премьер-министр Дмитрий Медведев поручил зампреду правительства Аркадию Дворковичу проработать вопрос целесообразности дальнейшего участия России в этом проекте. «Надо признаться, что каких-то особых выгод от Киотского протокола мы не получили, – пояснил Медведев. – В коммерческом плане воспользоваться не смогли как следует, и это справедливо абсолютно. Но это не значит, что за собой нужно вопреки здравому смыслу все это волочить. Окончательно все это проработайте и потом приходите ко мне, давайте поговорим».
Как отмечает Кокорин, выходить из участия в протоколе России нет никакого резона: да, ощутимых экономических выгод – нет, но нет и обременительных обязательств по снижению выбросов. Тогда как выход из протокола с политической точки зрения был бы неоднозначным шагом. «Надо посмотреть на соседей. Китай, Казахстан, Южная Корея в 2013–2014 годах вводят внутренние пилотные системы регулирования выбросов СО2. Россия может получить выигрыш от аналогичных действий, – считает он. – Кроме того, развивается новая Рамочная коалиция «Климат и чистый воздух», в Дохе к ней было очень большое внимание. Это вне ООН и Россия может получать средства прежде всего на пилотные проекты, связанные с выбросами сажи. Это очень актуальная проблема, особенно в Арктике».
Ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Михаил Крылов считает, что сократить выбросы на 700 млн. тонн можно и без принятия протокола, поэтому польза от него чисто символическая. «Сейчас уже ясно, что Киото не убережет Россию от атак на «Газпром», – отмечает он. – Без принятия протокола проще вести хозяйство интенсивными методами и внедрять инновации там, где это действительно оправданно».
Ограничения по вредным выбросам в атмосферу для России сегодня уже не столь актуальны. Фото Reuters |
Между тем аналитик агентства «Инвесткафе» Лилия Бруева отмечает, что эффективность этого соглашения нивелируется отсутствием среди его участников стран – лидеров по выбросам парниковых газов. «Пока США и Китай не принимают на себя каких-либо обязательств, подобное соглашение не будет иметь должного эффекта, а дополнительные долгосрочные ограничения России ни к чему, – полагает она. – К тому же есть и другие рыночные механизмы снижения нагрузки на окружающую среду: это и развитие зеленых технологий в энергетике, в котором Россия принимает активное участие, и введение двусторонних договоров между соседствующими странами. Но очевидно, что Киотский протокол на сегодня используется лишь как способ оказать очередное политическое давление на Россию, поэтому наша страна вынуждена отстаивать свои интересы и не принимать на себя бессмысленные долгосрочные обязательства».
В свою очередь, аналитик финансовой компании Aforex Артем Деев поясняет, что, согласно поправкам регламента Киотского протокола, Россию ограничили продажей только 2% квот, накопленных в последние годы. «Если учесть, что реализация права по выбросу углекислого газа и раньше не приносила должной экономической выгоды, очевидно, что сейчас она и вовсе лишена смысла, – считает эксперт. – Дополнительным, но не менее важным фактором снижения интереса дальнейшей продажи накопленных квот является еще и банальное отсутствие спроса ввиду полномасштабного снижения промышленного производства в самых «угарных» странах».