Дмитрий Медведев и Вэнь Цзябао обменялись теплыми и дежурными обещаниями.
Фото РИА Новости/Reuters
Положительный факт – рост товарооборота между странами – не может скрыть очевидной проблемы: китайцев Россия интересует как рынок сбыта своих товаров и поставщик энергоресурсов. И прошедшая вчера семнадцатая по счету встреча глав правительств двух стран – премьера Дмитрия Медведева и его коллеги Вэнь Цзябао – не принесла ничего нового: стороны обменялись кучей меморандумов и соглашений о намерениях. И в ближайшее время, как считает большинство экономистов, изменить эту ситуацию не удастся.
Перечислять все подписанные документы вряд ли стоит, за исключением, пожалуй, меморандума о взаимопонимании между Минтрансом РФ и КНР в области привлечения инвестиций и участия китайских компаний в строительстве объектов транспортной инфраструктуры на территории России. Учитывая китайский опыт и недавние пробки на трассе «Россия», сотрудничество может быть довольно полезным. Другой значимый акт – подписание соглашения о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС – третьего и четвертого блоков станции. Тем более что накануне зампредседателя правительства КНР Вань Ци Шань заявил, что «мы также можем вести разговоры о третьей очереди».
Оптимизм российской стороне внушает быстрый рост товарооборота между странами, который по итогам 2012 года превысит рекордную отметку в 90 млрд. долл. При этом в прошлом году российско-китайский товарооборот увеличился на 40,8% по отношению к 2010 году, а отрицательное сальдо России даже сократилось на 30% – до 13,1 млрд. долл. Ожидается, что к 2015 году товарооборот составит 100 млрд. долл., а к 2020 году этот показатель будет удвоен.
Но России вряд ли стоит испытывать большие надежды в этой связи, учитывая, что китайцы неохотно создают производства на российской территории, предпочитая покупать у нас энергоресурсы, сырье. Об этом косвенно упомянул и глава Госуправления по делам энергетики КНР Лю Тенань в минувшую среду. «Помимо газовой отрасли китайско-российское сотрудничество включает такие сферы, как сырая нефть, атомная энергетика, электроэнергетика, уголь, энергоэффективность, новые источники энергии и другие сферы», – отметил он.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, в ближайшее время сырьевая направленность российско-китайского сотрудничества вряд ли изменится. «Думаю, что главной ставкой китайского руководства в сотрудничестве с Россией остается угольная добыча – поставки угля из России в КНР неуклонно растут год от года. Есть проект сотрудничества предприятий РФ и КНР в сфере электротехнической промышленности. К тому же может развиться экспорт алюминия в Китай, но пока это лишь проект, – перечисляет аналитик агентства «Инвесткафе» Лилия Бруева. – Что касается создания китайских предприятий в РФ, то пока это преимущественно средние и мелкие производства. Больше всего проектов создания производств разрабатывалось, наверное, в автомобильной промышленности, даже открывались заводы – это и Lifan, и Haima. Но примечательно, что последний, например, заявлял о низком качестве местной сборки автомобилей».
По мнению эксперта, сотрудничество России и Китая имеет много преимуществ – геополитических и экономических – но с учетом опережающего роста экономики Китая и собственных огромных ресурсов это сотрудничество пока будет преимущественно касаться экспорта ресурсов из России, а также развития энергетического сотрудничества. Так что о масштабном размещении китайских производств в РФ пока говорить рано.
Эту точку зрения разделяет и эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. «Производство в Китае дешевле, чем в России, поэтому пока Китай интересуется нашими энергоресурсами, а также освоением потребительского рынка РФ, – говорит он. – Открывать заводы в России Китаю невыгодно – себестоимость продукции будет гораздо выше, чем при производстве на территории Китая, даже с учетом транспортных, таможенных и прочих расходов».
Впрочем, предупреждает Клюев, такова ситуация на сегодняшний день. Постепенно китайцы повышают качество производства, а значит, и себестоимость продукции. «Следовательно, постепенно привлекательность производственных площадок в других странах для Китая будет расти. Однако это долгосрочный процесс, и ожидать изменений в производственной стратегии Китая в ближайшей перспективе, пожалуй, не стоит, – сетует аналитик. – Наиболее близко к размещению собственного производства Китай подошел в сфере автопроизводства. Однако, если говорить о сотрудничестве в России, то здесь пока маловероятна работа за рамками отверточного производства».
Очевидно, Россия интересна Китаю в качестве рынка сбыта. Поэтому китайские проекты в РФ на сегодняшний день – это прежде всего проекты, связанные с продажей продуктов собственного производства российскому потребителю.