0
1557
Газета Экономика Интернет-версия

07.12.2012 00:00:00

Москва и Пекин подружились меморандумами

Тэги: китай, россия, сотрудничество, торговля, инвестиции


китай, россия, сотрудничество, торговля, инвестиции Дмитрий Медведев и Вэнь Цзябао обменялись теплыми и дежурными обещаниями.
Фото РИА Новости/Reuters

Положительный факт – рост товарооборота между странами – не может скрыть очевидной проблемы: китайцев Россия интересует как рынок сбыта своих товаров и поставщик энергоресурсов. И прошедшая вчера семнадцатая по счету встреча глав правительств двух стран – премьера Дмитрия Медведева и его коллеги Вэнь Цзябао – не принесла ничего нового: стороны обменялись кучей меморандумов и соглашений о намерениях. И в ближайшее время, как считает большинство экономистов, изменить эту ситуацию не удастся.

Перечислять все подписанные документы вряд ли стоит, за исключением, пожалуй, меморандума о взаимопонимании между Минтрансом РФ и КНР в области привлечения инвестиций и участия китайских компаний в строительстве объектов транспортной инфраструктуры на территории России. Учитывая китайский опыт и недавние пробки на трассе «Россия», сотрудничество может быть довольно полезным. Другой значимый акт – подписание соглашения о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС – третьего и четвертого блоков станции. Тем более что накануне зампредседателя правительства КНР Вань Ци Шань заявил, что «мы также можем вести разговоры о третьей очереди».

Оптимизм российской стороне внушает быстрый рост товарооборота между странами, который по итогам 2012 года превысит рекордную отметку в 90 млрд. долл. При этом в прошлом году российско-китайский товарооборот увеличился на 40,8% по отношению к 2010 году, а отрицательное сальдо России даже сократилось на 30% – до 13,1 млрд. долл. Ожидается, что к 2015 году товарооборот составит 100 млрд. долл., а к 2020 году этот показатель будет удвоен.

Но России вряд ли стоит испытывать большие надежды в этой связи, учитывая, что китайцы неохотно создают производства на российской территории, предпочитая покупать у нас энергоресурсы, сырье. Об этом косвенно упомянул и глава Госуправления по делам энергетики КНР Лю Тенань в минувшую среду. «Помимо газовой отрасли китайско-российское сотрудничество включает такие сферы, как сырая нефть, атомная энергетика, электроэнергетика, уголь, энергоэффективность, новые источники энергии и другие сферы», – отметил он.

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, в ближайшее время сырьевая направленность российско-китайского сотрудничества вряд ли изменится. «Думаю, что главной ставкой китайского руководства в сотрудничестве с Россией остается угольная добыча – поставки угля из России в КНР неуклонно растут год от года. Есть проект сотрудничества предприятий РФ и КНР в сфере электротехнической промышленности. К тому же может развиться экспорт алюминия в Китай, но пока это лишь проект, – перечисляет аналитик агентства «Инвесткафе» Лилия Бруева. – Что касается создания китайских предприятий в РФ, то пока это преимущественно средние и мелкие производства. Больше всего проектов создания производств разрабатывалось, наверное, в автомобильной промышленности, даже открывались заводы – это и Lifan, и Haima. Но примечательно, что последний, например, заявлял о низком качестве местной сборки автомобилей».

По мнению эксперта, сотрудничество России и Китая имеет много преимуществ – геополитических и экономических – но с учетом опережающего роста экономики Китая и собственных огромных ресурсов это сотрудничество пока будет преимущественно касаться экспорта ресурсов из России, а также развития энергетического сотрудничества. Так что о масштабном размещении китайских производств в РФ пока говорить рано.

Эту точку зрения разделяет и эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. «Производство в Китае дешевле, чем в России, поэтому пока Китай интересуется нашими энергоресурсами, а также освоением потребительского рынка РФ, – говорит он. – Открывать заводы в России Китаю невыгодно – себестоимость продукции будет гораздо выше, чем при производстве на территории Китая, даже с учетом транспортных, таможенных и прочих расходов».

Впрочем, предупреждает Клюев, такова ситуация на сегодняшний день. Постепенно китайцы повышают качество производства, а значит, и себестоимость продукции. «Следовательно, постепенно привлекательность производственных площадок в других странах для Китая будет расти. Однако это долгосрочный процесс, и ожидать изменений в производственной стратегии Китая в ближайшей перспективе, пожалуй, не стоит, – сетует аналитик. – Наиболее близко к размещению собственного производства Китай подошел в сфере автопроизводства. Однако, если говорить о сотрудничестве в России, то здесь пока маловероятна работа за рамками отверточного производства».

Очевидно, Россия интересна Китаю в качестве рынка сбыта. Поэтому китайские проекты в РФ на сегодняшний день – это прежде всего проекты, связанные с продажей продуктов собственного производства российскому потребителю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1660
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3603
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2656
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2164

Другие новости