Сергей Шаталов не хочет менять налоговую систему, которую он создал.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Демонстрируя заботу об инвестклимате, российское правительство затеяло новый налоговый спор. На этот раз министерства скрестили шпаги по поводу замены налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж, Минэкономразвития считает, что замена НДС на другой налог станет стимулом для технологического рывка. Минфин же уверен, что такая замена разрушит действующую бюджетную конструкцию. Но куда любопытнее не аргументы «за» и «против», а тот факт, что именно сейчас правительство вернулось к старой дискуссии, которая еще несколько лет назад, казалось бы, сошла на нет.
Минэкономразвития прорабатывает вопрос о возможной замене НДС на налог с продаж и оценивает последствия такого шага, сообщил вчера замглавы МЭР Сергей Беляков.
В то же время в министерстве уверены, что замена НДС скорее положительно скажется на экономике РФ, чем отрицательно, потому что она станет стимулом для технологического рывка в промышленности. «Потому что на компанию, которая производит высокотехнологичную продукцию, с самой высокой добавленной стоимостью, существенно снижается налоговая нагрузка», – пояснил Беляков, сославшись на опыт Японии. Финансовый ресурс, необходимый для реализации такой замены, найдется, уверены в МЭР.
Однако Минфин находится по другую сторону баррикад. Во вторник вечером замминистра финансов Сергей Шаталов – автор действующей сейчас в стране налоговой системы – предупредил в своем интервью радио «Эхо Москвы», что отмена НДС приведет к изменению структуры всей бюджетной конструкции. «НДС и налог на добычу полезных ископаемых – главные источники поступлений в федеральный бюджет. Если сейчас НДС просто-напросто изъять из федерального бюджета или в том или ином виде передать регионам, то тогда у федерального бюджета явно получается дефицит», – сказал он.
Шаталов тоже ссылается на зарубежный опыт: НДС хорошо зарекомендовал себя в 150 странах мира. Более того, налог с продаж сложнее в администрировании. «Он распространяется только на розничные продажи, чтобы его собрать, нужно контролировать десятки тысяч торговых точек, которые сегодня от НДС освобождены. С точки зрения затрат государства на администрирование, по-видимому, это тоже увеличение довольно значительное», – пояснил Шаталов.
Если мы хотим заменить один налог на другой и при этом сохранить тот же объем налоговых поступлений, тогда ставку нового налога придется поднять до 75% – говорит Шаталов. Для сравнения: ставка НДС сейчас составляет 18%. «Я бы с удовольствием посмотрел на то правительство или на того политического лидера, который бы вышел с такими предложениями», – иронизирует Шаталов. Вчера экс-министр Алексей Кудрин почти слово в слово повторил Шаталова. «Я не советую это делать и не завидую правительству, которое это сделает. Масштаб обрушения налоговой базы будет таков, что все, что мы говорим сегодня – это будут цветы по сравнению с тем, что произойдет», – заявил Кудрин.
Заметим, что самые горячие споры о замене НДС были завершены уже несколько лет назад. Сторонники этой замены тогда отмечали, что налог с продаж поступает напрямую в региональные бюджеты, что и обеспечивает децентрализацию, о которой так много рассуждал Дмитрий Медведев еще в пору своего президентства.
Кроме того, операции с НДС породили в России целую индустрию. Миллионы бухгалтеров отбиваются от претензий налоговиков, пытаются вернуть уплаченный НДС или оказывают сомнительные услуги по операциям с этим налогом. Отмена этого налога может высвободить целую армию подобных «специалистов».
Противники налоговой новации приводили и другие аргументы. Казалось бы, регионы действительно получают в свое распоряжение живые деньги, а не спущенные из федерального Центра дотации. Однако, как замечал, в частности, Шаталов, больше всего поступлений от налога с продаж (НСП) получат те регионы, в которых сосредоточены огромные группы платежеспособных покупателей. Это Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. В остальные регионы приток средств окажется мизерным.
В итоге министерства в который раз демонстрируют непримиримые позиции по данному вопросу. Но, несмотря на это, на 26 декабря в правительстве уже запланировано совещание о возможной замене НДС на налог с продаж (см. «НГ» от 05.12.12).
Между тем любопытны мотивы искусственного возрождения именно сейчас давней налоговой дискуссии, в которой Минфин один раз одержал победу, и предприниматели уже смирились, что никакой замены НДС на НСП не состоится. Крики бизнеса о пагубности для экономики НДС становились постепенно все тише и тише. Однако в сентябре этого года вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что правительство возвращается к обсуждению налоговой новации, а вчера об этом уже объявил и сам премьер Дмитрий Медведев. Почему именно сейчас? Возможны три варианта ответа. Либо это простая имитация активности правительства, попытка затеять новые шумные дискуссии. Либо попытка наполнить смыслом объявленную на словах политику децентрализации. Либо же экстренная попытка изменить предпринимательский климат из-за угрозы стагнации.
Некоторые эксперты «НГ» признают, что теоретически НСП может простимулировать предпринимательскую активность и экономический рост. Однако они добавляют, что сама попытка кардинально и резко перестроить налоговую систему может оказаться рискованной. «При смене налога, даже если в конце концов это положительно отразится на экономике страны, будет период адаптации, который станет бременем как для государства, так и для частного сектора. Сегодня нельзя однозначно говорить, что имеются все необходимые условия для удачного перехода на новый налог», – говорит главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев.
При этом есть эксперты, которые не согласны с тем, что замена НДС на налог с продаж может быть действенной мерой по улучшению экономической ситуации в стране. «Эффект такой замены туманен. Верится с трудом, что государство решится пойти на снижение реальной налоговой нагрузки на бизнес. По крайней мере пока что таких прецедентов – реального снижения налогов – не зафиксировано. Кроме того, для предпринимательского климата имеют, пожалуй, куда большее значение не замена или отмена НДС, а снижение государственного участия в экономике, дерегулирование, борьба с коррупцией, обеспечение независимости судов», – замечает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. Так что возобновление данной дискуссии очень похоже, по мнению эксперта, на желание властей обозначить свою, казалось бы, готовность к реформам, породить яркий информационный повод. Однако при этом реформы обсуждаются не в тех сферах, где они сейчас необходимы в первую очередь.
Заметим, что озвученные Шаталовым аргументы против замены НДС на налог с продаж выглядят на первый взгляд очень убедительно. Но тут можно вспомнить, что от руководства Минфина в последнее время звучали категорические заявления, которые на поверку оказывались не вполне состоятельными. Так что аргументацию Минфина волей-неволей приходится воспринимать скептически. Вспомним хотя бы, как Сергей Шаталов и экс-министр финансов Алексей Кудрин еще недавно убеждали общество, что без повышения пенсионного возраста российскому бюджету не выжить. Однако нынешние расчеты показывают, что никакой особой необходимости в повышении возраста нет. И подобных примеров можно привести много. В этой связи возражения Минфина, которые кажутся сейчас чрезвычайно убедительными, на практике могут оказаться не столь весомыми.