0
1671
Газета Экономика Интернет-версия

22.11.2012 00:00:00

Конец переносам

Константин Симонов

Об авторе: Константин Васильевич Симонов - генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Тэги: топливо, стандарты, бизнес


Основополагающий принцип гражданского права гласит: Pacta sunt servanda, или «договоры должны соблюдаться». Он напрямую относится и к работе властных структур. Крайне важно, чтобы власть выполняла свои обещания, включая и диалог с бизнесом, закрепленный в правительственных решениях.

Яркий пример – долгая история с переходом на новые стандарты топлива. Обязательный переход на топливо класса не ниже «Евро-3» должен был произойти еще 1 января 2009 года. Но переход на «Евро-3» отложили на два года, а затем и до 1 января 2013 года. Еще одна сдвижка была бы уже серьезным ударом по репутации исполнительной власти в глазах делового сообщества. Отрадно, что на этот раз государство осознало пагубность политики неисполнения собственных же решений. Свою позицию относительно невозможности очередного переноса публично высказали и президент Владимир Путин, и министр энергетики Александр Новак. Они убеждены, что сроки ввода новых стандартов на этот раз должны быть выполнены. Значит, новый стандарт начнет работать через полтора месяца.

Государственные решения – серьезный сигнал для бизнеса. Он подстраивается под экономический курс правительства, вкладывает собственные деньги. И если государство берет свои слова назад и не выполняет договоренности, это не просто подрывает доверие к властным структурам, но и приводит к вполне очевидным финансовым потерям. А далее вполне логичная цепочка: разочарование, нежелание заниматься инвестированием в РФ, вывод капиталов из страны.

Принятое в 2008 году решение отказаться от потребления топлива стандарта «Евро-2» привело к радикальным переменам в нефтепереработке. Ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, и после многолетних безрезультатных декламаций о необходимости модернизации производства отрасль без преувеличения испытала инвестиционный бум. Почти 20% инвестиций в обрабатывающую промышленность приходится сегодня на нефтепереработку. Естественно, государство должно было поощрить инвесторов. Тем более что для этого нужно было лишь выполнить взятые на себя обязательства.

А ведь переход на «Евро-3» важен не только с инвестиционной точки зрения. Это решение, напрямую связанное с качеством жизни. Развитие экономики и рост доходов населения формируют более высокие требования, относящиеся к окружающей нас среде. В том числе и поэтому в последнее время мы любим рассуждать на «зеленые» темы. Скажем, экологи весьма активно призывают отказаться от разработки арктических месторождений. Но Арктика – вопрос будущего. А в суровом настоящем мы имеем колоссальные экологические проблемы в наших городах, вызванные как раз некачественным топливом. От стран Европы мы отстали в вопросах стандартов почти на 15 лет. Европейский опыт показал, что отказ от «Евро-2» на 40% снизил выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Поэтому промедление с отказом от некачественного топлива – прямой удар по здоровью горожан. И, кстати, убытки для государства, вынужденного оплачивать их лечение. Государство, скажем, начало кампанию по борьбе с курением – но ведь выбросы бензола и серы наносят нам не меньший вред.

Не секрет, что некоторые компании ожидали очередного переноса, в силу чего не все инвестиционные планы были выполнены в срок. В результате возникла страшилка: из-за новых стандартов топлива Россия вынуждена будет перейти на импорт бензина. Но этот тезис рассчитан на слишком уж доверчивого и неподготовленного читателя. По оценкам экспертов рынка, объем импорта составит лишь 1,5% от годового потребления бензина. Тем более что основную часть бензина мы получим с белорусских заводов, что только усилит экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. И, возможно, ускорит темпы их приватизации, в которой смогут принять участие и российские компании.

Отказ от потребления «Евро-2» – только начало пути. Впереди нас ждет переход на «Евро-4» и «Евро-5». Это значимые меры с точки зрения осовременивания России и модернизации ее экономики. Нефтяной бизнес готов и дальше вкладывать деньги в переработку. Если государство, как и этой осенью, также будет следовать однажды принятым стратегическим решениям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1142
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2471
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2043
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1778

Другие новости