Глава Минэнерго Александр Новак хочет увеличить экспорт газа из России.
Фото РИА Новости
Потенциал роста европейского газового рынка для российских поставок уже исчерпан. Правда, объемы экспорта и доходы в рамках долгосрочных контрактов, заключенных с потребителями в Евросоюзе до 2020 года, должны сохраниться, надеются в «Газпроме». А чтобы увеличить объем экспорта, России придется завоевывать другие рынки – Японии, Китая и Южной Кореи. Такой вывод был сделан на Международном газовом форуме, который прошел вчера в Москве. Правда легкого пути на восток у газовиков не будет: энергетика Азии и Европы после кризиса 2008–2009 годов «уходит в уголь».
Глава Минэнерго Александр Новак ожидает в 2012 году существенного снижения объемов экспорта природного газа. «По итогам прошлого года прирост составил порядка 200 миллиардов кубометров.
В этом году по итогам прошедших девяти месяцев картина несколько скорректирована и объективные экономические трудности в европейских странах, быстрое восстановление поставок газа из Ливии дают свой эффект – экспорт газа из России снизился, и ожидаем за 2012 год снижения примерно на 4–5% к уровню прошлого года», – констатировал министр вчера с трибуны форума «Газ России-2012».
Между тем в прошлом году поставки российского газа за рубеж продемонстрировали уверенный – на 7% – рост. Таким образом, прогнозируемое сейчас снижение объемов экспорта можно считать естественной коррекцией рынка. В правительстве, похоже, и думать не хотят, что эта неблагоприятная тенденция может сохраниться. Новак исходит из того, что показатели экспорта в среднесрочной перспективе зависят от темпов восстановления европейской экономики. Причем для России на западном направлении свет клином не сошелся. Глава Минэнерго возлагает большие надежды на прогресс в переговорах по развитию энергосотрудничества с азиатскими партнерами, прежде всего – с КНР. В связи с чем он, несмотря на удручающую статистику текущего года, исполнен оптимизма. «Считаем, что объем экспорта будет расти», – заявил Новак.
Российскому газу придется искать рынки сбыта, учитывая амбициозные планы нарастить добычу углеводородного сырья к 2030 году до 950 млрд. кубометров. Это при том, что по итогам 2011 года, по данным ЦДУ ТЭК, этот показатель лишь немного превысил уровень в 670 млрд. кубометров, а в текущем году, по прогнозам Минэкономразвития, добыча вырастет на 4,2% – до 697 млрд. кубометров.
Минэкономразвития в своем прогнозе исходит из того, что экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в 2012 году ограничится 10 млн. тонн. По основному сценарию Минэкономразвития, в 2013 году экспорт газа ожидается в объеме 233,1 млрд. кубометров, по негативному – 219,2 млрд. кубометров. Основной сценарий на 2014 год предусматривает экспорт газа на уровне 240,7 млрд. кубометров, негативный – 223 млрд. кубометров, на 2015 год – 253 млрд. и 235 млрд. кубометров. Характерно, что в «Газпроме» исходят из того, что во всех вариантах экспорт в страны АТР стабилизируется на уровне 10 млн. тонн.
Заведующая отделом развития нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова исключает возможность заметного наращивания экспорта газа на европейском рынке. Этот рынок будет стагнировать на сегодняшнем уровне, уверена она. Ситуация определяется рядом факторов, в том числе – снижением коммерческой и политической привлекательности именно российского газа, наращиванием поставок СПГ и сетевого газа новыми игроками. Компании из США, Канады, Австралии к 2020 году способны на 50% закрыть потребности европейского рынка за счет СПГ. Кого предпочтет объединенная Европа, угадать несложно, принимая во внимание, что Европарламент под диверсификацией понимает поиск любых поставщиков, кроме российских.
Поэтому восточное направление – это единственная возможность для наращивания экспорта. Но и в странах АТР, которые, казалось бы, объективно заинтересованы в энергосотрудничестве с Россией, неизбежна конкуренция с американским, канадским или австралийским СПГ. Строить же трубопровод исключительно на Китай едва ли целесообразно, считает Митрова.
Представитель «Газпром экспорта» Сергей Комлев дискутировать по поводу цифр отказался, отдав предпочтение философским категориям. Утверждения, что цены на газ в долгосрочных контрактах слишком высоки, эксперт назвал мифом. «За последние 10 лет цены на нефть выросли в среднем в три раза, цены на нефтепродукты – в четыре раза. Если учесть, что продукты питания тоже подорожали в три раза, то и цена 1 тыс. кубометров газа не может быть на уровне 100 долларов», – убежден Комлев.
В свою очередь, завкафедрой мировой экономики ВШЭ Леонид Григорьев призвал не строить иллюзий в отношении рынков АТР. Энергетика Азии и Европы «уходит в уголь». Это – следствие кризиса 2008–2009 годов. Рост китайской экономики уперся в высокие энергозатраты. У КНР запасы угля составляют около 3 млрд. тонн. В понимании Григорьева, китайцам нет резона торопиться что-то менять, пытаясь пересесть на «очень дорогую газовую иглу». Решение этой задачи потребует огромных капиталовложений в инфраструктуру и энергетику. Не факт, что российским экспортерам газа спасение придет из Японии. В Страну восходящего солнца мы поставляем не только газ, но и уголь. Дешевизна последнего породила проекты строительства угольных ГРЭС на Сахалине, которые будут экспортировать электроэнергию потребителям на Японских островах, предполагает Григорьев.
Выход на рынок СПГ является гарантией повышения конкурентоспособности российского газа. Причем как в Европе, так и в странах АТР. К сожалению, мы опоздали с выходом на этот рынок, и теперь надо стараться ликвидировать отставание. Трубопроводы не имеют перспектив. Такова позиция вице-президента «Стройгазконсалтинга» Юрия Комарова. По его мнению, только проекты СПГ, по определению высокотехнологичные, способны дать толчок развитию других отраслей. Принципиальный момент здесь, чтобы в реализации контрактов участвовали прежде всего отечественные подрядчики. Привлечение западных партнеров оборачивается тем, что вклад российских предприятий в эти проекты ограничится в лучшем случае 20%, предупреждает Комаров.