Замглавы Минтранса Валерий Окулов призывает решить проблему радикально.
Фото ИТАР-ТАСС
Полеты гражданской авиации на постсоветском пространстве в три раза опаснее, чем в остальном мире. Такова статистика Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Одна из причин аномально низких показателей безопасности – нехватка квалифицированных пилотов. В России, в частности, дефицит пилотов составляет около 2100 человек, несмотря на высокую зарплату – от 250 до 400 тыс. руб. в месяц. В связи с этим российский Минтранс потребовал вчера снять запрет на привлечение пилотов-иностранцев.
По итогам 2011 года частота авиационных происшествий в странах СНГ оказалась в три раза выше, чем в среднем по всему миру. Такие данные в сентябре привел гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Тони Тайлер. У высокой смертности пассажиров отечественной гражданской авиации – много причин. Среди них – и отсутствие должной системы государственного контроля, и низкая культура безопасности в авиакомпаниях, и нехватка квалифицированных пилотов. Именно эту последнюю причину и решил побороть российский Минтранс, который потребовал отменить запрет на привлечение иностранных пилотов для перевозок внутри страны.
«Отечественные авиакомпании могут увеличить перевозки пассажиров по итогам 2012 года на 13,5% по сравнению с 2011 годом – до 73 миллионов человек», – отметил вчера замглавы Министерства транспорта РФ Валерий Окулов. Однако летчики за рынком явно не поспевают. «Острота вопроса состоит в том, что растем очень быстро. Несмотря на увеличение приема в летные училища, цикл обучения – от 2,5 до 5 лет – не позволяет ликвидировать существующий уже сегодня дефицит кадров», – посетовал он.
В связи с этим возникает вопрос снятия существующих ограничений на работу на российских авиалиниях иностранных специалистов. Причем именно высококвалифицированных – командиров и вторых пилотов.
Компании инициативу Минтранса поддерживают полностью. Как пояснил первый заместитель гендиректора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров, в настоящее время в РФ насчитывается 14,2 тыс. пилотов, тогда как их дефицит оценивается в 2,1 тыс. человек в год. «Пилоты – до 700 человек ежегодно – уходят в иностранные компании, на другую работу, списываются по различным причинам, – пояснил он. – Вопрос нехватки кадров можно решить по-разному: введением самолетов большей вместимости, увеличением количества рейсов и ростом нагрузки на пилотов, но это может привести к снижению безопасности. Надо снимать ограничения на привлечение иностранцев. К тому же наших летчиков иностранные компании забирают к себе довольно охотно».
Избыток летных кадров, случившийся после развала СССР в 90-х годах, обернулся острым дефицитом в настоящее время. Сегодня рынок авиаперевозок в стране растет год от года, а летчиков не хватает. По разным оценкам, дефицит составляет от 1 до 2 тыс. ежегодно. Отсюда рост проблем: увеличение нагрузки на тех, кто летает, снижение безопасности полетов и рост зарплат, которые вполне сравнялись с мировыми – 250–400 тыс. руб. в месяц. И которые, между прочим, закладываются в тарифы. Власти пытаются исправить ситуацию, резко увеличив набор в летные училища, но в ближайшие два–четыре года без привлечения иностранных командиров воздушных кораблей России не обойтись.
Суть проблемы в том, что, даже увеличив набор молодежи в училища в три раза, Россия получит новых качественных пилотов лишь в 2015–2017 годах. Именно этот провал и необходимо ликвидировать, отметил Столяров.
Иностранные пилоты должны повысить безопасность полетов в России. Фото Reuters |
А пока компании вынуждены переманивать летчиков друг у друга. При этом ситуация иногда доходит до абсурда: уволенному за дисциплинарные взыскания или нарушения из одной компании пилоту тут же предлагают работу в другой, причем зачастую с повышением зарплаты, которая, по словам аналитиков отрасли, сегодня находится на мировом уровне – 250–400 тыс. руб. в месяц.
«Запрета на иностранцев нет нигде в мире», – уточнил заместитель гендиректора компании «Аэрофлот» Игорь Чалик.
При этом кадровая география никак не ограничивается. «Если говорить о странах СНГ, то в них рынок пилотов не велик, – считает гендиректор авиакомпании «Сибирь» (S7) Владимир Объедков. – Так что рассчитывать стоит и на европейских специалистов».
«В нашей компании уже сейчас работают семеро англичан, правда, по технике, – пояснил Столяров. – Есть много желающих и из стран СНГ, и мы их обязательно возьмем. Так же, как берем белорусских пилотов. И вообще желающие будут, в том числе и из дальнего зарубежья…»
Независимые эксперты безудержный оптимизм участников рынка не разделяют. По мнению главы аналитической службы компании «Авиапорт» Олега Пантелеева, дефицит кадров летчиков в России велик, однако он составляет около 1 тыс. человек. Но однозначно то, что ограничительные барьеры для работы иностранных пилотов необходимо снимать. «Проблема лишь в том, что у нас в стране не создана нормативная база, которая закрывала бы путь в Россию недобросовестным и неквалифицированным претендентам, пусть и из развитых западных стран, – предупреждает он. – К тому же надеяться на приток европейцев вряд ли стоит. Прибалтика, СНГ, Белоруссия, Казахстан, Украина – вот наш потенциальный резерв».
При этом речь не идет о том, что ситуация в одночасье улучшится, как только ограничения будут сняты, отмечает Пантелеев. Но сама угроза появления новых кадров может сбить цены на рынке, в том числе и зарплаты.
Как отметила эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева, проблема дефицита квалифицированных кадров характерна для всей мировой авиационной отрасли. Мало того – по всем прогнозам, она будет обостряться. «Однако если в мировом масштабе проблема связана со стремительным ростом объемов авиаперевозок, то в России к этому фактору добавился глобальный провал в образовании в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас ситуация постепенно улучшается, однако спрос на квалифицированных пилотов в России растет быстрее, чем количество выпускников профильных вузов, – говорит Мальцева. – При этом по зарплате российский уровень не только соответствует европейскому, но и превышает его. Однако по социальному пакету российские компании уступают европейским и американским».
Учитывая общемировой дефицит пилотов, России будет непросто привлечь опытные кадры из развитых стран. К тому же в странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас фиксируется бум роста авиаперевозок, так что и на этом рынке российским авиаперевозчикам придется столкнуться с трудностями при привлечении квалифицированных пилотов. Поэтому основной приток иностранных пилотов будет обеспечиваться за счет специалистов из ближнего зарубежья. В частности, в Белоруссии зарплаты пилотов вдвое меньше российских.