Игорь Шувалов и Александр Волошин создают в России мировой центр для инвесторов.
Фото РИА Новости
Проект создания в России международного финансового центра (МФЦ) сегодня так же далек от реализации, как и в 2008 году, когда о нем заговорил президент Владимир Путин. Между тем планы строительства МФЦ могут измениться в связи с идеей учреждения в России так называемого мегарегулятора – единого банковского и финансового контролера. Новую порцию рекомендаций по созданию МФЦ озвучил вчера на правительственном совещании премьер Дмитрий Медведев.
Вчера премьер Дмитрий Медведев провел совещание, на котором вместе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, руководителем рабочей группы по созданию МФЦ Александром Волошиным и главами профильных ведомств поговорили о проекте «дорожной карты» развития МФЦ. Обсуждались и вопросы совершенствования системы регулирования и надзора на финансовых рынках страны. По словам Медведева, за последние годы для создания в России МФЦ сделано немало, в частности была сформирована необходимая законодательная база.
Но, пожалуй, главным достижением оказалась разработанная Минфином «дорожная карта», или, другими словами, более структурированный и четкий план действий по созданию в стране МФЦ. То есть достижением оказался не конкретный результат, а усовершенствованная инструкция по движению вперед. «Что касается «дорожной карты», то это очередной этап по созданию конкурентоспособной финансовой системы. В документе представлены вполне реалистичные цели. Нам нужна современная гибкая регулятивная среда, которая будет отражать текущую ситуацию, нужны стимулы для развития современных финансовых продуктов и, конечно, современного корпоративного управления», – цитирует Медведева РИА Новости.
«Есть надежда, что эта «карта» должна ускорить развитие финансовой индустрии. Инструментарий и банковские продукты должны соответствовать современным требованиям, таким образом, надо запустить работу по этой «карте», и соответственно я имею в виду защиту общей задачи – начало работы международного финансового центра в Москве», – пояснил премьер.
Идея создания в России МФЦ появилась уже давно. В феврале 2008 года в ту пору президент Владимир Путин, выступая с обращением к участникам расширенного заседания Госсовета, озвучил экономические цели России на ближайшие 12 лет. Среди этих целей было создание в стране МФЦ. Президент РФ Дмитрий Медведев на Петербургском международном экономическом форуме в 2008 году подтвердил свою приверженность этой идее. В России начался этап подготовки и принятия соответствующих распоряжений правительства. В 2010 году была сформирована рабочая группа по созданию в России МФЦ и назначен ее глава. В конце 2010 года началась работа так называемых проектных групп по созданию МФЦ.
Также Медведев поговорил вчера о создании в стране мегарегулятора на базе Центробанка (ЦБ). Необходимо в месячный срок оценить все плюсы и минусы этого шага, сказал премьер. По его словам, часть экспертного и банковского сообществ, а также некоторые представители государственных структур считают, что распределение контрольно-надзорных полномочий между Минфином, Центробанком и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) не является оптимальным, не позволяет увидеть целостную картину финансового рынка и правильно оценить риски. Между тем в правительстве считают, что нельзя полностью отметать такой вариант, как сохранение и укрепление роли ФСФР. Об этом сообщил вчера глава МЭР Андрей Белоусов.
Идея создания в стране мегарегулятора сейчас активно обсуждается на самом высоком уровне (см. «НГ» от 10.10.12). Так, 2 октября на форуме «Россия зовет!» Владимир Путин недвусмысленно подчеркнул важность проблемы: «Я предлагаю банковскому и инвестсообществу, всем заинтересованным сторонам подключиться к обсуждению этого вопроса. Сделать это нужно оперативно. Вопрос кардинального улучшения системы регулирования давно назрел, и с его решением, конечно, лучше не затягивать». Смысл создания мегарегулятора в том, чтобы отобрать у правительства функцию надзора за страховыми компаниями, биржами и фондами и передать ее новому мегарегулятору, сформированному на базе ЦБ. Подчиняющиеся Центробанку коммерческие банки фактически являются крупнейшими игроками и на страховом, и на фондовом рынках, которые контролирует уже не ЦБ, а правительство, – объяснял ранее суть проблемы замминистра финансов Алексей Саватюгин. И эта ситуация постоянно приводила к конфликтам между ЦБ и ФСФР, к недопониманиям. Мегарегулятор помог бы снять противоречия.
Эксперты «НГ» не отрицают, что за последние 5–10 лет в России произошел ряд позитивных изменений, которые в идеале облегчат создание в стране МФЦ. Однако из-за множества нерешенных проблем проект МФЦ многие эксперты по-прежнему воспринимают как маниловщину.
«За последние годы Россия значительно приблизилась к цели создания МФЦ. Ощутимо выросла капитализация финансового рынка – за нулевые примерно в 10 раз. По размеру международных валютных резервов страна занимает третье место в мире, рубль можно охарактеризовать как сильную и устойчивую валюту», – перечисляет позитивные изменения старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова.
Если сравнить текущую ситуацию, например, с 2002 годом, то прогресс очевиден, говорит председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис: «Достаточно вспомнить снятие ограничений на конвертацию рубля, рост иностранных инвестиций в банковскую сферу». Но прошлых достижений мало. Если говорить о ситуации последних нескольких лет, то признаков прогресса все меньше, считает эксперт. «Решение такой комплексной задачи, как создание в России МФЦ, связано с необходимостью политических изменений, на которые нынешняя власть, похоже, совершенно не согласна», – делает вывод Мишурис. «Несмотря на работу правительства, совершенствование законодательства и усиление регулирования в сфере инвестиций, многие крупные компании предпочли провести IPO на зарубежных площадках, а не в России. Например, «Вымпелком», «Группа X5», «Мегафон» и другие предпочли разместиться за рубежом, – замечает главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев. – Для признания РФ полноценным финансовым центром необходима тщательная проработка прозрачности операций. На наш взгляд, Москва уже привлекла внимание инвесторов, но скорее как инструмент выгодного накопления, нежели финансовый центр, где возможно долгосрочное инвестирование».
«Реализация правительственного плана по созданию МФЦ идет с 2008 года. Наверное, слишком рано подводить итоги и делать выводы, но уже сейчас можно сказать, что достижений в развитии внутреннего рынка не наблюдается. В нашей стране отсутствуют внутренние инвесторы, которые определяют поведение национального рынка и которые, в свою очередь, привлекали бы долгосрочных иностранных инвесторов, – отмечает заместитель генерального директора по работе с физическими лицами «КИТ Финанс Премиум» Наталья Капинос. – Одним из наиболее важных условий успеха формирования МФЦ в России является создание благоприятного климата для ведения бизнеса. А это связано с другими важными вопросами – такими, как отмена ряда налогов, возможность доступа зарубежных ценных бумаг и иностранных инвесторов. Ведь сегодня иностранные инвесторы скорее заинтересованы в краткосрочных финансовых отношениях с Россией, нежели в долгосрочных проектах». Наталья Капинос добавляет, что Москва может стать МФЦ, но для успеха этого мероприятия необходима здоровая и качественная инфраструктура: «Это и личная безопасность, и транспортная инфраструктура, и уровень медицинского обслуживания, и экология, и независимая правовая система. Объединение двух бирж в одну – это еще не весь МФЦ».
Вызывает у экспертов сомнение в том числе сочетание таких целей, как формирование в стране благоприятной почвы для МФЦ и одновременное создание мегарегулятора. Есть опасность, что изменение регулирования и надзора на финансовых рынках окажется косметическим ремонтом, который станет бессмысленным, когда власти приступят к капитальному ремонту – к созданию мегарегулятора, который полностью перестроит всю финансовую систему России. Чисто теоретически одно другому помешать не должно, говорит Марина Мишурис, но на практике возможны самые разные варианты развития событий. «Такая масштабная реорганизация, как создание мегарегулятора, может вызвать определенный паралич в регулирующих структурах. Вопрос в деталях: каковы будут полномочия этого нового мегарегулятора, не будет ли у него такой свободы действий, которая позволит еще больше зарегулировать финансовую сферу».