0
1931
Газета Экономика Интернет-версия

22.10.2012 00:00:00

Пенсионным деньгам нашли новое применение

Тэги: пенсия, деньги, финансы, банки, дороги


пенсия, деньги, финансы, банки, дороги В России обнаружен новый источник для инвестиций в инфраструктуру – деньги пенсионеров.
Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru

Идея вложения пенсионных денег в дорожное строительство, которая обсуждается с 2006 года, может получить практическое воплощение уже к концу 2012 года. К 1 декабря правительство обещает выпустить соответствующее постановление, которое разрешит подобные инвестиции. В результате около 200 млрд. пенсионных рублей пойдут на строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Выгоды для получателей таких «длинных денег» очевидны. А вот для пенсионеров – сомнительны, поскольку доходность инвестиций в инфраструктурные проекты едва ли превысит 5–6% в год, то есть будет на уровне инфляции.

Президент Владимир Путин провел совещание о проблемах железных дорог и железнодорожного сообщения. В обсуждении вопросов участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минтранса Максим Соколов и руководитель РЖД Владимир Якунин. Президент потребовал определить приоритеты развития пассажирского железнодорожного сообщения, сделал окончательный выбор между высокоскоростным или скоростным движением. Второй вопрос, имеющий принципиальное значение, – источники финансирования этих проектов. «Мы многократно обсуждали вопросы, связанные с возможным выпуском инфраструктурных облигаций. Нужно принять соответствующие решения, которые позволили бы тем, кто распоряжается, скажем, пенсионными накоплениями, использовать эти средства на инфраструктурные проекты, в частности, прежде всего на скоростное движение. Для этого нужно принять соответствующее постановление правительства», – заявил Путин.

Со своей стороны, Дворкович заверил, что проект постановления правительства готов, проходит последние стадии визирования, в аппарате идет доработка и до конца ноября будет принят. «По нашим расчетам, использование средств пенсионных накоплений позволит привлечь интересы дополнительных инвесторов, с которыми сегодня работает Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)», – сказал вице-премьер. По его словам, иностранные компании готовы софинансировать такие проекты. И к 200 млрд. руб., которые правительство рассчитывает привлечь из пенсионных накоплений, удастся добавить минимум 100–150 млрд. руб. зарубежных инвесторов.

Идея использовать пенсионные накопления в инфраструктурных проектах, имеющих длительные сроки реализации, витает в воздухе уже много лет. О претензиях на пенсионные деньги еще в 2006 году заявляли представители Внешэкономбанка. Российским властям не дает покоя успешный опыт развитых стран, где «длинные» пенсионные деньги работают достаточно эффективно. В конце января текущего года Путин всерьез взялся за инфраструктуру. «Значительным резервом для финансирования развития железнодорожной инфраструктуры может стать размещение средств накопительной части пенсионных сбережений, находящихся под управлением во Внешэкономбанке, в долгосрочные инфраструктурные облигации. Прошу Минэкономразвития, Минфин, Минтранс и Минздравсоцразвития проработать этот вопрос и вынести его на рассмотрение», – заявил он.

В апреле Путин вновь предложил подумать о возможности инвестиций пенсионных средств в долгосрочные инфраструктурные проекты. Логика у президента такая: эти проекты «никуда не денутся, точно будут работать, приносить отдачу», и что немаловажно – деньги не сгорят. Тем самым государство решает сразу две задачи: развивает инфраструктуру – строит трубопроводы, автомобильные и железные дороги, и сохраняет и приумножает пенсионные накопления.

Между тем с сохранением и особенно с приумножением пенсионных накоплений дела у правительства не ладятся. Так, с 2009 по 2011 год средняя доходность ВЭБа – управляющей компании Пенсионного фонда (ПФР) – составила всего 7,5% годовых, а средняя инфляция за тот же период была 7,9% годовых. В начале 2012 года картина изменилась к лучшему – доходность инвестирования ВЭБом средств пенсионных накоплений по итогам января–марта составила по расширенному инвестиционному портфелю 10,17%. «Причина высокой доходности в основном в переоценке портфеля. Если за весь 2011 год была отрицательная переоценка в 15 миллиардов рублей, то только за первый квартал этого года мы получили положительную переоценку в 10 миллиардов рублей. Причем вклад ОФЗ составил 90%», – пояснил директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов.

Эксперты сомневаются, что инвестирование пенсионных накоплений в инфраструктуру принципиально изменит картину с доходностью пенсионных накоплений. Текущая доходность вложения средств в проекты, имеющие длительные сроки окупаемости, будет не выше 5–6%, что примерно в три раза ниже, чем в среднем по экономике, говорит руководитель Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН Вячеслав Сенчагов. Проекты по развитию скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах страны не лишены рисков. Окупаемость их может упереться в низкую платежеспособность населения России, не исключает эксперт.

Опыт эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан», связавших Москву с Петербургом и Нижним Новгородом, подтверждает слова Сенчагова. По данным РЖД, наполняемость вагонов «Сапсан» на маршруте Москва–Санкт-Петербург достигает 90%. Поезда на маршруте Москва–Нижний Новгород менее популярны: наполняемость вагонов здесь на уровне 70%. Пассажиры предпочитают экономить не время поездки, а деньги на билеты. Нельзя исключить, что «Сапсаны», которые в перспективе появятся на других маршрутах, окажутся еще менее рентабельны, что поставит под вопрос сроки возврата пенсионных денег, инвестированных в эти проекты.

Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков убежден, что рассуждать о доходности инфраструктурных проектов, рассчитанных на десятилетия, в нынешних условиях занятие бессмысленное. Прежде правительство должно решить задачу – снизить инфляцию до 2% в год. Лишь тогда на инвестициях в инфраструктуру можно будет зарабатывать, подчеркнул Гавриленков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1675
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1875
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1985
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4364

Другие новости