Торговля квотами на выбросы парниковых газов не принесла РФ больших доходов.
Фото Reuters
Правительство РФ готово отказаться от условий Киотского протокола. Премьер Дмитрий Медведев заявил вчера, что с коммерческой точки зрения этот протокол оказался для России не слишком выгодным. Вице-премьер Аркадий Дворкович, в свою очередь, напомнил, что сейчас у России и Евросоюза сложились непростые отношения в энергетической сфере. Поэтому нет гарантий, что РФ продолжит экологическое сотрудничество с Европой. Киотский протокол снова, как и в начале нулевых, становится предметом торга. На одной чаше весов – продление соглашения, на другой – антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении «Газпрома», на которое намекнул Дворкович.
«Надо признаться, что каких-то особых выгод от Киотского протокола не получили в коммерческом плане, воспользоваться не смогли как следует – это абсолютно справедливо. Но это не значит, что нужно вопреки здравому смыслу все это дальше волочить, – заявил вчера Дмитрий Медведев. – Я лично как участник различных форумов и саммитов говорил о том, что если мировое сообщество не договорится, то мы ручкой помашем Киотскому протоколу». Аркадий Дворкович, ответственный за энергетическую отрасль РФ, добавил: «У коллег из экономического блока есть позиция, связанная с необходимостью участия в протоколе, получения от этого необходимых выгод. Я поручил проработать вопрос о возможности заключения двустороннего договора с Евросоюзом на эту тему, но в связи с непростыми отношениями с Евросоюзом (по энергетической составляющей) я не знаю, насколько велика вероятность реализации такого сценария», – передает его слова Интерфакс.
Создается впечатление, что российские власти снова хотят разыграть сценарий своеобразного обмена с европейцами, который уже имел место в начале нулевых. Ранее ратификация Киотского протокола стала фактически предметом торга российского руководства с европейцами в вопросах, касающихся переговоров о присоединении ко Всемирной торговой организации. Тогда европейцам было важно, чтобы Россия согласилась ратифицировать протокол. Киотский протокол от 1997 года поддержали около 100 государств, однако для окончательного вступления в силу требовалась ратификация документа хотя бы 55 странами, на долю которых в 1990 году приходилось как минимум 55% глобальных выбросов парниковых газов. Среди тех, кто ратифицировал документ, были Евросоюз, Япония, Канада, отказались от ратификации США и Австралия. Последнее слово было за Россией.
В итоге Европа сняла многие претензии к РФ, которые мешали присоединению к ВТО, и Москва ратифицировала осенью 2004 года международный экологический документ. Суть Киотского протокола в том, что он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить и удержать на низком уровне выбросы парниковых газов.
Спустя почти 10 лет ситуация повторяется. На одной чаше весов – продление Киотского протокола, будущее которого туманно, ведь в 2012 году его действие должно закончиться и из него уже вышла Канада; на другой – начатое Еврокомиссией антимонопольное расследование в отношении «Газпрома». В рамках такого сценария намеки Дворковича на непростые отношения Европы и России в энергетической сфере выглядят логично.
Опрошенные «НГ» экологи неоднозначно расценили позицию российского правительства. Руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров назвал заявления Дмитрия Медведева о Киотском протоколе политизированными и противоречивыми. Премьер говорит, что Россия не получила от протокола особых коммерческих выгод. Однако он сам тут же объясняет, почему это произошло – «воспользоваться не смогли как следует». То есть проблема не в протоколе, а в исполнителях, в самих чиновниках, которые не обеспечили эффективной реализации. На этом фоне куда логичнее не «махать Киотскому протоколу ручкой», а пытаться исправить допущенные ошибки, считает Чупров.
Более того, Чупров озвучивает оценки, согласно которым Россия уже получила от участия в киотских механизмах около 600 млн. долл. Возможно, сумма относительно невелика. Но можно предположить, что без этих денег российские энергетические компании так и не начали бы приводить свою работу в соответствие с экологическими стандартами. Как рассказал Чупров, основными получателями «киотских» денег оказались крупнейшие энергетические компании страны – «Газпромнефть», «Роснефть» и ряд других, которые трудно назвать нуждающимися в дополнительной финансовой поддержке. Полученные ими деньги шли на утилизацию попутного нефтяного газа. Можно насчитать около 200 подобных экологических проектов в энергетической отрасли. Попутный нефтяной газ в России в основном сжигается, что приводит к выбросу в атмосферу большого количества загрязняющих веществ. Правительство РФ приняло решение сокращать эти выбросы за счет утилизации. И «киотские» деньги тут оказались очень кстати. Разговоры о невыгодности протокола довольно сомнительны с экономической и экологической точек зрения. Зато в них можно увидеть политическую составляющую – отголосок конфликта между Евросоюзом и «Газпромом», делает вывод Чупров.
Несколько иного мнения придерживается координатор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин. Как он пояснил в беседе с «НГ», сейчас Киотский протокол является скорее локальным экономическим инструментом для обеспечения снижения выбросов парниковых газов. Этот документ может существовать параллельно с разработками мировым сообществом нового, более современного экологического документа. Ожидается, что к 2015 году должно быть подготовлено новое глобальное соглашение.
Согласно объяснениям Кокорина, Киотский протокол от 1997 года сейчас во многом устарел. Если раньше он регулировал выбросы в развитых странах и не касался развивающихся государств, индустрия которых еще не слишком угрожала экологии, то теперь ситуация сложилась иная – развитые страны и так снижают свои выбросы, а основным источником загрязнений оказываются как раз развивающиеся экономики – Китай, Индия. В свое время Киотский протокол действительно был прорывом, он вывел на глобальный уровень экологическую повестку дня вопреки противостоянию некоторых стран. Но сейчас возникла необходимость пересмотреть существующие экологические ограничения.
На этом фоне вопрос целесообразности дальнейшего участия РФ в Киотском протоколе необходимо переводить, в прагматическую плоскость и решать его должен прежде всего сам российский бизнес, считает Кокорин. При этом надо понимать, что если Россия откажется от продления соглашения, то страна потеряет ранее начатые в рамках протокола проекты и вложенные в них инвестиции.
В рамках Киотского протокола страны могут торговать квотами на «сэкономленные» выбросы парниковых газов и извлекать из этого прибыль. «С момента присоединения к протоколу Россия продала квот на выброс парниковых газов примерно на 1,5 миллиарда долларов. Такая скромная сумма не может компенсировать самоограничения в развитии промышленности. То есть экономической логики для участия РФ в Киотском протоколе нет», – считает аналитик компании «Солид» Дмитрий Лукашов.
В то же время Алексей Кокорин не поддержал тезис о том, что Киотский протокол становится снова предметом торга. «Когда протокол ратифицировался в 2004 году, европейцы уговаривали Россию, поскольку этому противостояли США. Сейчас скорее все наоборот. Евросоюз – главный участник Киотского протокола среди развитых стран. Но он видит, что в дальнейшем киотские проекты он будет делать только с наименее развитыми странами. Поэтому участие России официально будет приветствоваться, но на деле будет восприниматься как появление ненужного конкурента по проектам снижения выбросов».