0
1998
Газета Экономика Интернет-версия

17.10.2012 00:00:00

Бюджет отказа от развития

Михаил Делягин

Об авторе: Михаил Геннадьевич Делягин - директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук.

Тэги: бюджет, минфин


бюджет, минфин Фото Reuters

Несмотря на увольнение министра финансов Кудрина, проект бюджета, подготовленный Минфином и внесенный правительством в Государственную Думу, несет на себе все родимые пятна либерального фундаментализма. Полное игнорирование нужд развития, которое создает власти уже политические проблемы (что и вызвало растерянность и негодование президента Путина), является фирменным знаком кудринской бюджетной политики.

Правильные слова о необходимости модернизации – не более чем маскировка продолжения политики вывода из страны государственного капитала, которым является, в частности, наращивание Резервного фонда.

Неистовый плач о нехватке денег, служащий прикрытием для урезания в трехлетней перспективе расходов на образование, здравоохранение и культуру в рамках реформирования бюджетных организаций, звучит особенно цинично в стране, в федеральном бюджете которой, по официальным данным того же Минфина, без движения валяются 7 трлн. руб. (об увеличении расходов на национальную оборону в мирное время более чем на одну пятую, а на безопасность и правоохрану – в полтора раза за один год при полном отсутствии каких бы то ни было действенных инструментов ограничения коррупции не будем и говорить).

По сути, введением нелепого и не имеющего отношения к реальности «бюджетного правила» бюджет закрепляет либеральную практику искусственного создания дефицита средств (причем не только для развития, но и для простого выживания людей) за счет замораживания в бюджете огромных денег.

Продолжается политика сокращения железнодорожных перевозок населения. В 2009 и 2010 годах дотирование перевозок в плацкартных вагонах осуществлялось в полном объеме. В 2011 и 2012 годах за счет сокращения бюджетного финансирования был создан дефицит – около 7 млрд. руб. в год. В 2013-м механическим сокращением бюджетных расходов его предполагается увеличить втрое – до 21,5 млрд. руб., что может привести к росту цен на плацкартные билеты и полной отмене 235 межрегиональных поездов. Кроме того, планируется отменить 50-процентную скидку на проезд для студентов и школьников. Конечно, тщательная проверка финансового положения компании, занимающейся пассажирскими перевозками, да и пересмотр реформы РЖД, вероятно, могут повысить эффективность использования средств – но об этом не идет и речи, а регулятор подтверждает правильность расчетов железнодорожников.

В результате экономия совершенно незначительных для бюджета сумм создает не просто дополнительное социальное недовольство, но и угрозу подрыва пассажирского сообщения в масштабах страны. Это дополнительно снизит мобильность населения и будет усугублять разъединенность России на отдельные регионы – а ведь всякое снижение степени связности территории есть еще один шаг к территориальному распаду страны.

Чудовищное направление экономии бюджетных средств – перекладывание оплаты капитального ремонта на население. Для этого в регионах будут создаваться специальные фонды, перераспределяющие средства жильцов. Понятно, что создание вместо общефедеральной структуры множества региональных снизит эффективность работы, а главное, многократно увеличит опасность разворовывания средств.

На фоне экономии на людях, выгадывания незначительных сумм ценой разрушения социальной среды и самой страны продолжается чудовищно нерациональная политика займов. Россия будет продолжать размещать средства бюджета за границей, получая за них не более 3% годовых, и тут же брать внешние и внутренние займы. Грубо говоря, правительство Медведева намерено продолжать брать дорогие займы просто для того, чтобы тут же дешево вкладывать их в иностранные спекулятивные активы.

Разговоры о снижении зависимости от нефтедолларов остаются сотрясанием воздуха, так как единственный способ добиться этого – модернизировать экономику, чего нельзя сделать без кардинального расширения и обновления инфраструктуры. Частный капитал, каким бы крупным он ни был, сам по себе к этому даже не подступится – надо вкладывать слишком много на слишком долгие сроки, – а государство сокращает расходы на национальную экономику и ЖКХ.

Может быть, в осознании этой глубокой внутренней лживости и заключается причина того, что проект бюджета впервые не выложен на главной странице сайта Минфина? Ведь такого не было даже в самые «закрытые» кудринские времена.

Наследники дела Гайдара и Кудрина, правящие Россией и измывающиеся над ней либеральной социально-экономической политикой, давно не вызывают никаких чувств, кроме простой гадливости.

Однако приходится констатировать, что надежды, возлагавшиеся сторонниками разумной экономической политики на находящихся во власти ее сторонников, в частности министра экономического развития Андрея Белоусова, пока остаются неоправданными. Ни на посту руководителя Департамента экономики и финансов аппарата, который он занимал длительное время, ни на своем нынешнем месте он не сумел остановить порочные либеральные бюджетные практики, хотя надежды на него и некоторых других нелиберальных назначенцев во власти еще не совсем мертвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
872
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
1103
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
1431
Пять книг недели

Пять книг недели

0
838

Другие новости