Представитель инвесторов Джеймс Терли защищает интересы иностранного бизнеса в России.
Фото РИА Новости
Год назад Владимир Путин – тогда глава правительства – обещал иностранным инвесторам ограничивать рост тарифов естественных монополий ради снижения инфляции. Однако по факту принципиальных изменений в политике не произошло. Коммунальные услуги в текущем году подорожали в среднем на 12%, а в проекте бюджета на 2013 год предполагается рост тарифов монополий еще на 15%. Таким образом, антиинфляционные планы властей пока остаются благими пожеланиями, ну а бизнес не видит особых перспектив для реализации затратных инвестпроектов в России.
Вчера эксперты Международного совета по России представили премьеру Дмитрию Медведеву презентацию со сценариями развития российской экономики в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ). Ну а сегодня глава российского правительства примет участие в заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в экономику (КСИИ) РФ. В списке приглашенных к участию в воскресной встрече были первый вице-премьер Игорь Шувалов, заместитель учредительного совета ВЭФ Йозеф Аккерман, сопредседатель КСИИ Джеймс Терли, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
Позиция Всемирного экономического форума в отношении РФ за последний год почти не претерпела изменений. В числе рекомендаций – продолжить модернизацию российской экономики, реализовать экономические и социальные реформы, усовершенствовать работу госаппарата – повысить его эффективность и прозрачность. Один из главных приоритетов – диверсифицировать экономику, снизив ее зависимость от энергетического сектора.
Для Медведева советы международных экспертов представляли в большей степени прикладной интерес. Ему важно доказать партнерам инвестиционную привлекательность России. А задача эта – не из простых. Общение с западным бизнесом на площадке КСИИ традиционно было прерогативой главы правительства – то есть последние четыре года Владимира Путина. Но теперь за обещания предшественника отвечать придется Медведеву. Между тем ответы есть далеко не на все вопросы.
17 октября прошлого года участники заседания КСИИ отметили явные достижения. С 2009 года по третий квартал 2011 года прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Россию превысили 100 млрд. долл. «Данные о росте прямых инвестиций показывают, что привлекательность самого российского рынка все-таки растет, и фундаментальные факторы, которые значительно «перевешивают» влияние конъюнктурных колебаний, все-таки увеличиваются у нас в России», – с удовлетворением констатировал Путин.
Правда, статистика иностранных инвестиций такова, что в нее часто попадают выведенные из страны российские деньги. Так, наиболее крупными иностранными инвесторами России являются Нидерланды, Кипр и Люксембург. На их долю приходится соответственно 18,8%, 15,9% и 14,5% всех накопленных инвестиций. В первую десятку крупнейших инвесторов также входят Великобритания, Германия, Ирландия, Франция, США, Виргинские острова и Япония. Прямые иностранные инвестиции – это не только финансирование создания новых компаний, но и реинвестирование доходов. Вложение средств, заработанных в России в свой бизнес предприятиями с иностранным участием, превышает 40% общего объема ПИИ. Эксперты фиксируют в последние годы снижение доли прямых инвестиций в создание новых компаний (с 47% в 2006 году до 18% в 2011 году).
Согласно исследованию Ernst&Young’s, рейтинг России как страны, интересной с точки зрения начала коммерческой деятельности, в 2011 году поднялся до 11% с 7% в 2005-м. Но отрыв от лидеров существенный. Так, показатель Китая – 38%, ЕС – 35%. Среди барьеров для инвестиций в Россию иностранные компании называют сложность административных процедур (25%), коррупцию (21%) и жесткие нормы регулирования бизнеса (14%).
Год назад Путин обозначил членам КСИИ приоритеты российских властей. Главное – обеспечение макроэкономической стабильности, через ответственную бюджетную и финансовую политику. На втором месте – борьба с инфляцией, таргетирование инфляции. При этом с 2012 года было обещано ограничить аппетиты инфраструктурных монополий «для целей подавления инфляции, с тем чтобы не разгонять эту инфляцию». Еще одно направление – взвешенная, осторожная политика по заимствованиям (госдолг не выше 10%). Кроме того, Путин говорил, что за 10 лет повысится доля национального инновационного продукта в общем объеме производства с 12% до 25–35%, а также производительность труда.
Однако не все сказанное Путиным материализовалось к октябрю 2012 года. Например, тарифы на газ для населения в текущем году повысились на 10,4%, на электроэнергию – на 5,6–6%, на тепловую энергию – на 12%. И инфляция, дремавшая до середины лета, резко пошла вверх. Главный экономист «Тройки Диалога» Евгений Гавриленков уверен, что она преодолеет 7-процентный рубеж. В проекте бюджета-2013 прописан 15-процентный рост тарифов естественных монополий, что неизбежно приведет к повышению потребительских цен на 3–4%. При этом прогноз по инфляции ограничен 6%. Во всяком случае, пока.
Аналитики «ФинЭкспертизы» определили степень влияния роста стоимости коммунальных услуг и тарифов монопольных секторов экономики на общий уровень потребительской инфляции. При подорожании коммунальных услуг на 15% общая инфляция прибавляет в годовом измерении около 1,65%. Экономисты делают вывод: индексы производителей всегда стремятся соответствовать росту тарифов естественных монополий.
Будет ли Медведев членам КСИИ объяснять мотивы правительства, не сдержавшего все свои обещания, неизвестно. С тезисом, что рост тарифов необходим как источник инвестиций, категорически не согласен руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков. «Чтобы таргетировать инфляцию, надо поставить четкие задачи монополиям», – подчеркнул он. По мнению Остаркова, нельзя включать в тарифы на электроэнергию или газ инвестиционную составляющую. Вместо этого монополисты могли бы привлекать банковские кредиты на реализацию конкретных проектов. С учетом того, что они сверхнадежные заемщики, условия для кредитования могут быть очень привлекательны.
Для Гавриленкова загадка – почему при профиците бюджета правительство продолжает заимствовать. На внутреннем рынке средства привлекаются под 8% годовых и размещаются в Резервном фонде всего под 1–2%, что противоречит логике, если, конечно, не ожидать резкого ослабления курса рубля. Когда деньги таким образом изымаются из экономики, то, по сути дела, происходит отток капитала, отметил Гавриленков. Отдавая предпочтение доллару, государство показывает плохой пример остальным участникам рынка, дезориентируя в том числе иностранных инвесторов, для которых ситуация в России кажется запутанной и неопределенной.