Фото Reuters
Бурно развивавшийся конфликт между компанией «Аэрофлот» и аэропортом «Шереметьево», похоже, подошел к завершению. На днях стороны объявили о подписании соглашения о стратегическом сотрудничестве. Причем, как отмечают эксперты отрасли, подписание данного соглашения можно считать настоящей победой авиакомпании. Заключить договор о сотрудничестве со своим базовым аэропортом «Аэрофлот», как оказалось, пытался уже достаточно долгое время, однако руководство аэропорта всячески препятствовало развитию этого процесса. Череда конфликтов между партнерами, случившаяся в последнее время, позволила в итоге «Аэрофолоту» развернуть ситуацию в свою пользу.
«Соглашение заключено на взаимовыгодной и долгосрочной основе с целью оптимизации деятельности «Аэрофлота» в базовом аэропорту «Шереметьево». Данное соглашение позволит улучшить уровень сервиса, будет способствовать синхронизации деятельности служб авиакомпании и аэропорта», – говорится в официальном пресс-релизе.
Напомним, что подписанию данного соглашения предшествовала целая череда конфликтов между авиакомпанией и руководством аэропорта. Все началось с того, что 12 сентября текущего года в «Шереметьево» произошло отключение электроэнергии. Запасной генератор, как раз и предусмотренный для подобных случаев, не сработал. В результате терминал D оказался полностью обесточенным. А с
1 октября в аэропорту начался ремонт взлетно-посадочной полосы. Плановый, как утверждали в руководстве «Шереметьево». Только вот об этих «планах» почему-то не предупредили «Аэрофлот». В результате компании пришлось заново переверстывать расписание. Каждый день 5–6 рейсов вылетали с задержками. А 60 вылетов пришлось отменить вовсе. В общей сложности потери «Аэрофлота» от действий «Шереметьево» составили около 3 млн. долл.
На такую неорганизованность со стороны аэропорта руководство авиакомпании, естественно, отреагировало достаточно жестко. Всего несколько недель назад в «Аэрофлоте» заявляли о своей готовности подать соответствующие иски и даже потребовать увольнения гендиректора «Шереметьево» Михаила Василенко. В данном случае руководство национального авиаперевозчика, что называется, пошло на принцип. Но, как отмечают эксперты, истинной целью «Аэрофлота» было именно подписание партнерского соглашения. «В кулуарах уже давно ходила информация, что «Аэрофлот» просил преференций для себя как для якорного, базового перевозчика, а аэропорт упирался», – констатирует главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
По мнению экспертов рынка, руководство «Аэрофлота» смогло использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу и одержало стратегическую победу – соглашение наконец-то подписано. «Что касается ситуации, сложившейся вокруг взаимоотношений «Аэрофлота» и «Шереметьево», очевидно, что авиакомпания своего достигла, – подтверждает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Принципиально важно, что «Аэрофлот» снял этим соглашением ряд проблем, которые могли бы возникнуть в будущем, в случае если бы «Шереметьево» не пошло навстречу авиакомпании».
Согласно стратегическому соглашению, «Аэрофлот», а также все участники альянса SkyTeam, членом которого является и российский авиаперевозчик, получают в безраздельное пользование весь Южный терминальный комплекс «Шереметьево», то есть терминалы D, E, F. «Для самого «Аэрофлота» и SkyTeam получается, что терминал D, который для них когда-то и строился, уже к моменту постройки оказался мал. Он никак не мог удовлетворить потребности даже отдельно «Аэрофлота». А сегодня альянс сможет полностью загрузить терминалы D, E и F, – комментирует Роман Гусаров. – Динамика роста пассажиропотока у «Аэрофлота» очень большая. По итогам первых девяти месяцев текущего года, пассажиропоток вырос более чем на четверть. Так что через какое-то время может оказаться мало и этих трех терминалов».
Как считают аналитики, подписание стратегического соглашения о сотрудничестве оказалось еще и очень своевременным, если учитывать, что «Аэрофлот» анонсировал амбициозные планы по собственному развитию. Теперь, после того как в распоряжении авиакомпании, по сути, оказываются три суперсовременных терминала, ничто не помешает реализовать намеченную стратегию. «Наличие базы является проблемой с точки зрения имеющегося дефицита перронов. Сегодня вокруг терминала D недостаточно мест для стоянки воздушных судов. Получить доступ к этим дефицитным ресурсам – значит обезопасить себя и сделать свою долгосрочную стратегию развития более реалистичной и реализуемой», – резюмирует Олег Пантелеев.