Глава «Газпрома» Алексей Миллер ищет ответ на новые претензии Евросоюза.
Фото РИА Новости
Работа «Газпрома» на европейском рынке серьезно осложняется. Под угрозой оказался излюбленный принцип наших экспортеров – двусторонние межправительственные соглашения, дополненные конфиденциальными договоренностями. Теперь никаких секретов Европа не допустит, а с нарушителями будет обходиться без лишних церемоний, давая лишь ограниченный срок для исправления. Кроме того, европейцы могут запретить России расширять трубопровод «Северный поток». Академия наук Эстонии выступила за запрет дополнительных исследований морского дна в своих водах, без чего строительство новых веток «Северного потока» практически невозможно.
«Академия наук Эстонии высказалась категорически против проведения компанией Nord Stream, которая является оператором газопровода «Северный поток», связывающего Россию и Германию, исследований в экономических водах страны», – сообщило в минувшую субботу Эстонское телевидение.
Напомним, что компания Nord Stream еще в августе направила МИД Эстонии ходатайство, в котором просила у властей страны разрешение на проведение в экономической зоне страны в Балтийском море исследований коридора шириной 4 километра. Цель исследований – оценить возможности строительства в рамках проекта Nord Stream третьей и, возможно, четвертой нитки газопровода. Предполагается, что по итогам исследований будет подготовлен документ, на основании которого владельцы Nord Stream смогут решить вопрос о продолжении второго этапа расширения газопровода. МИД Эстонии, который представит свой ответ до 23 декабря, обратился к ряду научных организаций страны с просьбой выразить свое отношение к ходатайству Nord Stream. И получил ответ от Академии наук. «Балтийское море – особенно чувствительный регион, и строительство столь масштабных сооружений в таких районах является спорным вопросом, – заявил глава специально созданной академической комиссии Тармо Соомере. – Принимая во внимание множество вопросов и не видя никаких экономических соображений в пользу этого строительства, наша комиссия считает, что Эстония не должна участвовать в этом процессе никоим образом».
Впрочем, эстонские препятствия вряд ли могут помешать проекту, а обращать на их протесты внимание вообще не принято. Например, в 2007 году Эстония активно выступала против строительства газопровода и ответила на подобное ходатайство отказом. Парламент Эстонии тогда принял заявление с призывом к странам Балтийского моря не разрешать прокладку трубопровода по их морским водам. Между тем первая очередь «Северного потока» была с успехом проложена. Мажоритарным акционером проекта «Северный поток» является «Газпром», которому принадлежит 51% акций, ведущим энергетическим немецким компаниям Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas AG принадлежит по 15,5%, голландской инфраструктурной компании N.V. Nederlandse Gasunie и ведущей французской энергетической компании GDF SUEZ принадлежит по 9%.
Другое дело – экономическая целесообразность проекта. Проект прокладки по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток» завершается, и сегодня, 8 октября, состоится торжественная сдача в эксплуатацию его второй нитки. Пропускная способность нового транспортного коридора достигнет запланированных 55 млрд. куб. м газа в год.
Однако с точки зрения экономики возникают вопросы. Привязка газовых цен к нефтяным делает российские поставки слишком дорогими, и это является проблемой как для потребителей, так и для самого «Газпрома», считают западные эксперты. Именно негибкой ценовой политикой российского концерна они объясняют низкую загруженность первой нитки «Северного потока».
«В первые 11 месяцев работы она составляла в среднем примерно 30–40% максимальной мощности, – отметил пресс-секретарь оператора трубопровода компании Nord Stream Йенс Мюллер. За это время было прокачано примерно 9 миллиардов кубометров».
«С вводом в действие второй нитки риск простоя еще больше возрастет, если поставщик не согласится предлагать свою продукцию по более низким ценам», – подчеркивает эксперт по энергетике аналитического центра Deutsche Bank Йозеф Ауэр. К тому же, по его словам, в перспективе в Европу начнет в жидком виде поступать сланцевый газ из США. Ауэр в этом твердо убежден и даже назвал конкретную дату – 2015 год. И такие поставки могут серьезно снизить конкурентоспособность «Северного потока». Впрочем, частные проблемы «Северного потока» меркнут на фоне растущего противостояния России с Евросоюзом.
Напомним, что Совет Евросоюза решил создать механизм обмена информацией о соглашениях между странами – членами ЕС и третьими странами в области энергетики, в том числе с конфиденциальными положениями. Этот законодательный акт требует обязательного уведомления о существующих межправительственных соглашениях Еврокомиссии, которая сделает эти соглашения доступными для всех других государств – членов ЕС. Такой документ появился после того, как Еврокомиссия начала расследование в отношении «Газпрома» по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства ЕС.
Решение также подтверждает возможность для ЕК участвовать по просьбе государств-членов в переговорах в качестве наблюдателя. Оно также предоставляет возможность для комиссии выполнять по просьбе государств-членов проверку совместимости заключаемых соглашений с законодательством ЕС.
«Северный поток» тянут в Европу, несмотря на претензии европейцев. Фото с сайта www.nord-stream.com |
Каждый раз, когда государство – член Евросоюза подписывает новое соглашение такого рода, оно должно уведомить об этом. Комиссия проведет оценку представленных соглашений, если они вызывают сомнения, с членами ЕС в течение девяти месяцев. В любое время после вступления в силу этого постановления государство – член ЕС может обратиться в комиссию для проведения проверки совместимости с законодательством ЕС соглашения, по которому ведутся переговоры, но оно еще не заключено. Решение вступит в силу через 20 дней после его опубликования в официальном бюллетене ЕС, который ожидается в ноябре.
По мнению руководителя отдела инвестанализа компании «Универ» Дмитрия Александрова, все, что касается Эстонии, несущественно. Другое дело – насколько европейские партнеры будут заинтересованы в увеличении объемов поставок. Год назад канцлер Ангела Меркель уже заявляла о том, что Германии это не очень интересно. Тем более что нынешнее направление остается незагруженным. И остается вопрос: нужны ли дополнительные мощности, учитывая, что к моменту строительства третьей и четвертой веток «Северного потока» новые механизмы Евросоюза вступят в силу? Зачем это строительство – непонятно.
Что же касается новых правил ЕС, то, как отмечает аналитик, пока Еврокомиссия не может влиять на проекты напрямую. Впрочем, по его словам, жизнь «Газпрома» усложняется. «Европа принуждает концерн к изменению формулы цен на топливо, – уточняет он. – То есть цены должны быть либо биржевыми, либо привязанными к рыночным».
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин удивляется, что событие, произошедшее еще 13 сентября, активно освещается лишь спустя месяц. «Евросоюз требует полной прозрачности. При этом основной упор делается именно на «Газпром», учитывая, что отдельно сказано о том, что ядерная энергетика не является приоритетом, – напоминает эксперт. – Именно «Газпром», который всегда предпочитал заключать двусторонние соглашения, находится сегодня под ударом». Первым прецедентом может стать обнародование соглашений с Болгарией, с которой заключено как минимум два межправительственных соглашения. Европейцы могут найти в этих соглашениях нарушения. Во-первых, «Газпром» определен одновременно как оператор и поставщик топлива, а это противоречит требованиям третьего европейского энергопакета. Во-вторых, предполагается, что по трубам «Южного потока» пойдет только российский газ, что также противоречит правилам».
В результате, по мнению Крутихина, Евросоюз может обязать Болгарию в двухмесячный срок представить на рассмотрение заключенные соглашения и даст девять месяцев на их исправление. В итоге «Газпрому» придется отказаться от строительства трубопровода «Южный поток». «И это здорово, поскольку будут сэкономлены бюджетные средства, – считает эксперт. – А потом ему придется пересматривать условия сотрудничества с европейскими странами. И придется учиться работать цивилизованно».