Американские нефтяники готовы увеличить поставки черного золота.
Фото Reuters
Прогнозы роста нефтяных цен до 150 долл. из-за денежной накачки американской экономики могут не оправдаться. Власти США стимулируют рост добычи углеводородов, что снижает шансы перелива денег на рынок нефтяных фьючерсов. А без роста нефтяных цен российская экономика будет испытывать все большие проблемы. В Минфине надеются, что высокие нефтяные цены помогут свести бюджет-2012 с нулевым дефицитом.
В текущем году федеральный бюджет, вероятно, будет исполнен с профицитом, заявил вчера замглавы Минфина Сергей Сторчак в Мехико. Судя по всему, Сторчак доверился прогнозам аналитиков, которые после введения Федеральной резервной системой (ФРС) США программы количественного смягчения (QE3) заявили о росте цен на нефть.
«Если мы и будем иметь дефицит, то в очень разумных пределах, а скорее всего, может быть, закончим текущий год, как и прошлый, с достаточно солидным профицитом», – уточнил Сторчак в кулуарах встречи заместителей министров финансов и глав центробанков G20. Напомним, что, по предварительной оценке Минфина, профицит бюджета РФ за январь–август 2012 года составил 529,39 млрд. руб., или 1,4% ВВП.
Между тем в начале сентября министр финансов Антон Силуанов сообщил, что его ведомство пересмотрело прогноз по дефициту федерального бюджета России в 2012 году до 0,2–0,3% ВВП с утвержденного законом 0,1% ВВП. Корректировки прогноза, по его словам, были вызваны ценами на нефть. При этом Минэкономразвития (МЭР) придерживается более пессимистичной позиции – глава МЭРа Андрей Белоусов 4 сентября сообщил, что дефицит бюджета может дойти до 0,5% ВВП при цене на нефть в 115 долл. за баррель.
В то же время меры по стимулированию американской экономики, обнародованные почти две недели назад главой ФРС США Беном Бернанке, вызвали прилив оптимизма у части аналитиков. По их мнению, десятки миллиардов долларов, направленных на поддержание американской ипотечной системы, в краткосрочной перспективе подстегнут цены на углеводороды – основной источник наполнения российского бюджета. Ведущие специалисты лондонского Сити сразу после объявления мер заявили о том, что цена барреля нефти выйдет к концу 2013 года на уровень в 150 долл. К такому выводу они пришли, проанализировав последствия для мировой экономики объявленной третьей по счету операции количественного смягчения (см. «НГ» от 17.09.12).
Однако не все так просто, и США вряд ли заинтересованы в росте цен на сырье. Более того, вчера Бюро по управлению добычей энергоресурсов в открытом море (Bureau of Ocean Energy Management – BOEM) заявило о том, что американские власти, заинтересованные в росте внутренней добычи нефти и газа, расширяют доступ компаний к ресурсам Мексиканского залива, планируя в марте следующего года провести очередные торги по участкам углеводородов.
Аукцион на право разработки 7250 блоков в центральной части залива состоится 20 марта в Новом Орлеане. Общая площадь участков составляет около 15,4 млн. га. По мнению регулятора, добыча на этих блоках может составить до 1 млрд. баррелей нефти и 4 трлн. кубических футов газа. В результате США к концу этого десятилетия могут сократить зависимость от ближневосточной нефти в два раза. Более того – Соединенные Штаты увеличили добычу нефти до максимума за последние восемь лет, и в настоящее время импортная нефть обеспечивает менее половины от общего потребления страной, добыча газа в стране достигла исторического максимума, отмечает BOEM.
Пока что говорить о серьезном росте цен не приходится. С июля до середины сентября баррель Brent подорожал на 28% – до 117 долл. Затем фьючерсные контракты на Brent дешевели пять сессий из последних шести, в понедельник потеряв 1,61 долл. за баррель и опустившись до 109,81 долл. Во вторник падение сменилось ростом: баррель Brent подорожал на лондонской бирже ICE Futures на 0,3 долл. – до 110,11 долл. за баррель.
Подстегнуть цены может растущий спрос. В частности, как заявил вчера генеральный менеджер компании Mitsui&CoLtd Харуо Кумо, спрос на газ на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к 2025 году увеличится на 25%. По его данным, после катастрофического землетрясения в Японии в 2011 году и аварии на АЭС «Фукусима» радикально изменился расклад в японском энергетическом портфеле. «Япония собирается вывести из эксплуатации свои АЭС, следовательно, резко возрастает ее потребность в энергоносителях. К 2025 году ожидается рост спроса на газ в Китае чуть ли не в четыре раза. Спрос увеличивается также в Индии, Сингапуре, Тайване, Таиланде, – отмечает он. – Но правительство КНР планирует покрыть часть этого спроса за счет разработки собственных месторождений. И если цены на газ будут расти, тогда уголь и ядерные энергоносители продолжат занимать существенное место».
Большинство опрошенных «НГ» экспертов уверены в том, что России в этой ситуации надеяться на резкий рост цен не стоит.
«При самом благоприятном сценарии мы не увидим нефть выше 127–130 долларов за баррель сорта Brent, – считает руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Агрессивный рост цен из-за QE3 не грозит. Краткосрочный всплеск тем не менее возможен, и мы, опираясь на историю программ количественного смягчения, можем ожидать его начала через неделю-полторы, причем особенно активен он будет в случае победы Барака Обамы и спокойной ситуации в Европе до конца года».
При этом, по его словам, наращивать добычу для снижения цен – спорный вопрос: для США благоприятна высокая цена, бьющая прежде всего по Германии и Китаю и импорту из этих стран в США.
Аналогичной позиции придерживается и аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович. «QE3 рассчитан на снижение стоимости заемных средств, – отмечает она. - Что касается цен на нефть, то, несмотря на сохраняющуюся напряженную ситуацию на Ближнем Востоке, росту нефтяных котировок препятствует общее снижение потребления в связи с мировым кризисом, а также то, что Саудовская Аравия объявила об увеличении объемов добычи и экспорта нефти. Потому в ближайшее время резкого роста цены ожидать не стоит».
К тому же, по ее словам, темпы роста добычи нефти в Америке не настолько высоки, чтобы в ближайшее время США могли резко нарастить добычу углеводородов. «Добыча нефти в США в 2011 году составила 7,84 миллиона баррелей в сутки, что оказалось на 3,6% больше показателя 2010 года. В то же время потребление нефти в США составляло 18,84 миллиона баррелей в сутки», – напоминает эксперт.
Между тем глава аналитического департамента брокерской компании AForex Николай Корженевский считает, что цены на сырье традиционно получают мощный импульс роста в периоды монетарной экспансии. Такая взаимозависимость объясняется тем, что объем предложения реальных благ строго ограничен, а бумажных денег – нет. «По моим оценкам, каждые 100 миллиардов долларов количественного смягчения увеличивают стоимость нефти на 2,5 доллара при неизменном предложении, – говорит он. – Если исходить из того, что новая программа QE3 увеличит баланс на 1,1 триллиона долларов (это мой консервативный прогноз), получается, что механистически цены должны вырасти до 135–140 долларов за баррель Brent».
Начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников считает QE3 довольно важным фактором. «Однако 40 млрд. долларов в месяц, обещанных ФРС, сопоставимы со среднемесячным ростом баланса с осени 2008 года – 1,92 триллиона долларов за 48 месяцев. Соответственно новое количественное смягчение вряд ли может оказать сильное влияние на нефтяные цены, – полагает он. – Но в то же время росту цен способствуют и другие факторы. В частности, растущая напряженность вокруг Ирана. С другой стороны, 6 ноября пройдут выборы в США, и высокие цены на нефть не играют в пользу действующего президента».