Даже бизнес-омбудсмен Борис Титов знает о предпринимателях не все.
Фото PhotoXPress.ru
Давление правоохранителей на бизнесменов – серьезный минус российского экономического климата. Однако оценить риск уголовных преследований в России непросто из-за крайне противоречивой статистики бизнес-посадок. По данным омбудсмена Бориса Титова, численность бизнесменов на зоне – 13 тыс. человек. Адвокаты же считают иначе: ежегодно в стране арестовывают около 75 тыс. предпринимателей, возбуждают до 130 тыс. уголовных экономических дел, а в лагерях находятся 100 тыс. осужденных бизнесменов. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) признают, что точной статистики осужденных предпринимателей в стране действительно никто не ведет. Видимо, запутанная статистика помогает силовикам скрыть масштабы давления на предпринимателей.
«Из 800 тысяч заключенных по всей России 100 тысяч – это представители бизнеса. Ежегодно возбуждается до 130 тысяч уголовных дел экономической направленности, арестовывается около 75 тысяч предпринимателей», – заявил вчера адвокат Олег Сухов из «Юридического центра адвоката Олега Сухова».
Эти данные разительно отличаются от той статистики, которой оперируют официальные лица – нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев и назначенный президентом Владимиром Путиным бизнес-омбудсмен Борис Титов. В местах заключения сегодня находится около 13 тыс. осужденных предпринимателей и еще более 120 тыс. имеют условные сроки наказания или неснятую ответственность по экономическим статьям – считает омбудсмен. Эти же цифры звучат и на совещаниях Дмитрия Медведева.
Между тем в аппарате Титова затруднились объяснить, откуда взялась цифра в 13 тыс. сидящих бизнесменов. «Данные о численности заключенных бизнесменов были взяты у руководителя Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрея Назарова», – уточняют сотрудники бизнес-омбудсмена. Действительно, в апреле Андрей Назаров убеждал Дмитрия Медведева, что «сегодня в местах лишения свободы находится более 13 тысяч предпринимателей».
«Оценка в 13 тысяч мне непонятна. Скорее всего эти данные происходят от самих правоохранителей, которые стараются уменьшить свой «вклад» в экономику», – говорит руководитель партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Она признает, что единой статистики о состоянии уголовной юстиции в отношении предпринимателей не существует. На сайте МВД можно посмотреть, сколько уголовных дел заведено по тем или иным статьям и сколько из них передано в суд. Однако на основании этих данных можно лишь приблизительно оценить, сколько человек было осуждено по этим статьям. «Но если открыть сайт Верховного суда и попытаться сопоставить цифры со статистикой МВД, то ничего не совпадет», – предупреждает Яковлева.
В качестве ориентира Яковлева приводит следующий расчет. Одна из самых распространенных статей для преследования бизнесменов – это статья 159 (мошенничество). По ней ежемесячно возбуждаются около 11 тыс. дел. Доходит из них до суда около 8 тыс. Если лишение свободы получают по этим делам около 5 тыс. человек в среднем по четыре года, то около 20 тыс. граждан находятся в зоне только по статье 159.
У адвокатов другие оценки. «Основная посадочная статья для предпринимателей это статья 159, по которой ежегодно осуждают до 30 тысяч человек», – говорит адвокат Сухов. Примечательно, что многие дела заводятся по заказу конкурентов либо с целью вымогательства. «Зачастую используется любая возможность, чтобы возбудить уголовное дело в отношении предпринимателя, – поясняет адвокат. – У правоохранителей существуют коррупционная заинтересованность и стремление получить деньги с представителей малого и среднего бизнеса, поэтому на самом деле в России не совершается такого количества преступлений экономической направленности, на какое нацелены органы внутренних дел».
«Предприниматель находится в особой группе риска: повышенное внимание криминала к нему, коррумпированного чиновничества, бюрократии, недобросовестных правоохранителей, рейдерство. Но при этом надо отметить, что и государство, со своей стороны, дополнительно создает еще одну проблему – с помощью несоразмерного наказания за экономические преступления создает дополнительный риск, который предприниматель на себе ощущает. Мы запросили статистику за 10 лет, сколько предпринимателей было осуждено… Это три миллиона человек», – сообщает Назаров.
Судьба предпринимателя в России – непредсказуема. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
«За последние 10 лет каждый шестой предприниматель тем или иным образом был подвержен уголовному преследованию. Это страшные цифры», – признает президент объединенной биржи ММВБ-РТС Рубен Аганбегян. «Примечательно, что подвергшиеся преследованию не новички в бизнесе: 47% имеют стаж предпринимательской деятельности более 10 лет, еще 33% – более 20 лет», – отмечает Сухов.
«В стране нужно создать адекватную статистику уголовного преследования предпринимателей: сколько человек под следствием, кто из них предприниматель, сколько владельцев бизнеса на зоне, какой это был бизнес, каков срок заключения, за какие преступления. Анализ этих показателей важен для оценки ущерба, который уголовный каток наносит экономике страны», – говорит Яковлева. Между тем представители ФСИН сообщили «НГ», что предприниматели иногда осуждаются за «неэкономические» статьи. Да и по статье «Мошенничество» осуждаются люди, не являющиеся предпринимателями. Это и создает трудности при организации статистики бизнес-посадок.
«Круг привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательства несколько шире, чем отражается в официальной статистике, – считает зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов. – Однако юридически вывести предпринимателей в отдельную касту было бы неправильно, ведь закон для всех один».
Давление правоохранителей на бизнесменов – это вполне конкретная ощутимая экономическая проблема. Согласно Отчету по глобальной конкурентоспособности 2012–2013 Всемирного экономического форума, Россия заняла в рейтинге конкурентоспособности 67-е место из 144. И по многим показателям, связанным с деятельностью судов и правоохранительных органов, Россия попадает в число аутсайдеров. По уровню надежности полицейских услуг РФ находится на 133-м месте. Речь идет о возможности бизнесменов положиться на правоохранительные органы, об их уверенности в том, что полицейские действительно заинтересованы в правопорядке и законности принимаемых решений. По уровню независимости судов РФ заняла 122-е место. По эффективности правового урегулирования споров – 124-е место, по эффективности правовой базы для оспаривания действий правительства и инструкций чиновников – 127-е место. По развитости в стране организованной преступности, мафии, которая занимается рэкетом и вымогательствами, – 114-е место. В связи с названными проблемами не приходится говорить в том числе о защите прав собственности. По этому показателю Россия заняла 133-е место.
Очевидно, что все эти факторы работают на ухудшение инвестиционной привлекательности страны и ускорение бегства капитала из РФ. В качестве примера можно вспомнить дело ЮКОСа, которое, как пояснял ранее научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, усилило в 2004 году тенденцию к оттоку капитала. Так, в 2004 году, по данным Центробанка, чистый вывоз капитала из страны частным сектором достиг почти 9 млрд. долл., превысив более чем в четыре раза показатели прошлого года.