Заместитель столичного мэра Андрей Шаронов готов защитить москвичей.
Фото PhotoXPress.ru
Цена неэффективности, издержки в продовольственных товарах в Москве достигает 30%, заявил на днях заместитель мэра столицы Андрей Шаронов. Тот факт, что москвичи переплачивают за продукты и товары повседневного спроса, заместитель столичного главы связал с недостатком торговых площадок в столице. Впрочем, у независимых экономистов есть и другое объяснение столичной дороговизны: «Какие зарплаты, такие и затраты».
Российская столица отстает от развитых городов мира по количеству торговых площадей, уверен Шаронов. «Торговли в Москве не хватает. Вопрос выливается в издержки», – заявил он. И при этом процитировал недавнее исследование компании Nielsen, которая, в частности, отмечаетила, что Москва в три раза уступает по количеству благоустроенных торговых площадей Берлину, а по количеству рыночных торговых площадей в девять раз уступает Барселоне.
В результате, по словам Шаронова, цена неэффективности, издержки в продовольственных товарах в Москве достигает 30%, тогда как «ситуация с непродовольственными товарами еще хуже», – передает Интерфакс. Тот факт, что москвичи переплачивают за продукты и товары повседневного спроса, заммэра связал именно с недостатком торговых площадок.
В то же время он подчеркнул, что с 2011 года в сфере торговли и услуг в Москве появилась положительная динамика. «Открыто 20 крупных торговых центров площадью более четверти миллиона квадратных метров. Реконструировано и модернизировано около 600 действующих объектов торговли и услуг», – уточнил он. По его оценке, на одну тысячу жителей в Москве приходится 740 кв. м благоустроенных торговых площадей, тогда как в развитых столицах и городах мира этот показатель превышает 1,5 тыс. кв. м.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты считают, что сетования столичных властей если и оправданны, то далеко не во всем. В частности, как считает аналитик агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова, товары для москвичей действительно дороже. Но при этом вряд ли причина кроется только в недостатке торговых площадей. «Вероятно, проблема еще и в том, что уровень заработков в столице значительно выше, чем в регионах, равно как и уровень жизни в целом, – отмечает она. – Средним уровнем заработка для Москвы является отметка в 50 тысяч рублей в месяц, то есть в 1,8 раза выше, чем в среднем по стране. А если покупательная способность выше, то и цены товаров и услуг могут быть выше».
По ее словам, в других регионах страны ситуация несколько иная: здесь уровень жизни ниже, нет излишнего спроса на продукты люксовых марок, больше развита розничная торговля фермерскими товарами, стоимость которых ниже, а качество – выше.
В свою очередь, ведущий аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов полагает, что большая величина наценки на товары в магазинах Москвы обусловлена двумя основными факторами. «Первый – высокая потребительская стоимость товаров, то есть способность москвичей платить большую цену за товар по сравнению с жителями других регионов страны, а второй – высокий спрос, – считает он. – Разрешить сложившуюся проблему можно, обеспечив высокий уровень конкуренции в розничном бизнесе. Иначе говоря, для этого необходимо увеличивать количество крупных игроков».
По мнению Козлова, подобный шаг может увеличить предложение товаров, а также заставить игроков снижать уровень маржи при попытках привлечь покупателей на свои торговые площадки. «Подобная формула будет действовать и в других крупных городах России, где есть необходимое количество потребителей, способных обеспечить действие рыночных механизмов», – говорит он.
В то же время директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что одной констатации факта недостаточно. «То, что столице не хватает торговых площадей – не новость. Например, на Тверской не хватает ничего, потому что все торговые точки просто выдавили, а где-нибудь в спальном районе наблюдается их избыток, – отмечает она. – Так что у города должна быть более гибкая политика в части выделения площадей».