Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов признает замедление экономики.
Фото РИА Новости
Впервые за последние четыре года власти вынуждены признать, что борьба с инфляцией, которую с 2008 года удавалось последовательно снижать, в этом году будет проиграна. Из-за скачка цен на продовольствие общий рост цен составит 7%, что выше прошлогодних показателей. Об этом заявил вчера в Госдуме глава Минэкономразвития (МЭР) Андрей Белоусов. Снижаются и текущие темпы роста экономики – с 5% в прошлом году до 3,5% в нынешнем. Впрочем, часть независимых экономистов считают, что реальные показатели могут оказаться хуже, чем предполагает Белоусов.
«Во втором полугодии рост ВВП составит чуть меньше 3% после 4,5% в первом полугодии, а в целом по итогам 2012 года Минэкономразвития ожидает роста ВВП на 3,5%», – пояснил Андрей Белоусов на «правительственном часе» в Госдуме. Он отметил, что с середины 2011 года вплоть до конца первого квартала 2012 года наблюдалась явная волна экономического подъема: рост ВВП в годовом выражении составлял тогда порядка 5%. «Рост этот был связан, во-первых, с ослаблением рубля во втором полугодии прошлого года и торможением конкурирующего импорта, во-вторых, с ускорением роста инвестиций в основной капитал, темпы которого достигли двузначных значений, и, в-третьих, с расширением потребления, которое в значительной мере опиралось на рост потребительских кредитов», – перечислил он.
Во втором квартале текущего года рост, по словам министра, существенно замедлился, а динамика ВВП в помесячном выражении снизилась примерно в 4 раза – с 1,4% в месяц (с исключением сезонности) до 0,3%. «Причина торможения – замедление, а потом и сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов, что во многом связано с сокращением спроса в Европе», – пояснил глава МЭР.
«Другой фактор – замедление темпов роста потребительского кредитования с более чем 40% в первом полугодии до примерно 30% к концу года, – продолжил он. – Это может быть причиной снижения темпов роста товарооборота с 7,1% в первом полугодии до 5% во втором полугодии».
Подпортила картину, по мнению чиновников, и засуха. Как отметил Белоусов, по прогнозу его ведомства, сбор зерна в стране в этом году составит в лучшем случае 73–75 млн. тонн: «Нельзя не отметить негативное влияние засухи в южных регионах страны. Это стало причиной роста цен на продовольствие». По словам Белоусова, из-за засухи цены на плодоовощную продукцию за июнь-июль увеличились на 17%. «Мы ожидаем, что потребительские цены в целом за 2012 год вырастут на 7% против оценки в 5–6%, сделанной в апреле», – напомнил обновленный прогноз по инфляции министр.
Таким образом, многолетнюю борьбу с инфляцией власти снова проигрывают. Напомним, что в 2008 году этот ключевой показатель составлял 13,3%, а потом стал снижаться. В 2009 году – 8,8%, в 2010-м – те же 8,8%, в 2011 году – 6,1%. В апреле МЭР попыталось сделать хорошую мину при плохой игре и спрогнозировало рост цен на уровне в 5–6%, однако затем вынуждено было пересмотреть этот прогноз, заявив о 7-процентном росте.
Против чиновников играет и официальная статистика. Как объявил вчера Росстат, уровень инфляции в годовом выражении в августе поднялся до 5,9% с 5,6% в июле и 4,3% в июне. Из данных ведомства следует, что к 10 сентября годовая инфляция составила уже 6,3%.
Независимые экономисты допускают, что ситуация может оказаться даже немного хуже, чем описывает Белоусов. Так, директор «Центра развития» ВШЭ Наталья Акиндинова считает, что оценки Минэкономразвития – достаточно умеренные. «Для достижения отметки в 3,5% нужен рост, хотя бы небольшой, а пока его нет, – отмечает она. – И пока непонятно, что происходит – то ли стагнация, то ли продолжение положительной динамики в экономике. То же самое касается и инфляции – недавнее повышение тарифов уже отыграно, но что будет с ценами на продовольствие и топливо – пока не совсем ясно».
Ведущий аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев полагает, что многое будет зависеть от мировых цен на нефть и позиции российского Центробанка. «В зависимости от действий ЦБ мы можем увидеть либо больший рост и более высокую инфляцию, либо ниже инфляцию, но и более скромный рост, – уточняет он. – В этой связи мы ждем роста экономики на уровне 3–3,5% и инфляцию в районе 7–7,3%».
Между тем директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев настроен более пессимистично. «Я думаю, что озвученные господином Белоусовым ожидания явно завышены, – считает он. – Наша оценка – 2% роста ВВП во втором полугодии, а к концу года экономика расти вообще перестанет. Так что итоговым будет показатель в 2–3%». То же самое, по его словам, касается и инфляции. «Ссылки на засуху – это уже не смешно. У наших чиновников – «то понос, то золотуха», то есть то урожай, то неурожай, – сетует аналитик. – Безусловно, сельскохозяйственный фактор сыграл и будет играть значительную роль в росте цен. Но то, что власти натворили с тарифами, нельзя сбрасывать со счетов. Нынешний декабрь пройдет под мощным инфляционным ожиданием нового роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги с
1 января. И пока не совсем понятно, насколько именно они вырастут. Так что ожидания по росту цен у Минэкономразвития слишком оптимистичные. Наш прогноз – 8–9% по итогам текущего года».