0
1892
Газета Экономика Интернет-версия

29.08.2012 00:00:00

Бензин готов к новым ценовым рекордам

Тэги: бензин, цены


бензин, цены Топливо дорожает и будет дорожать, несмотря на уговоры властей.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

На рынке автотоплива России сохраняется повышательный тренд. С начала года бензин подорожал в среднем на 1 руб., а к концу лета рост цен ускорился и только за прошлую неделю составил 0,4%. Если ситуация не изменится, то через два-три месяца самые ходовые марки бензина преодолеют психологический барьер в 30 руб., что негативно отразится на показателях среднегодовой инфляции.

Подорожание топлива может превратить автомобиль для большинства россиян из привычного средства передвижения в непозволительную роскошь. И эта перспектива не такая уж далекая. Обсуждавшие вчера тему «Цены на топливо: тренд на повышение?» эксперты пришли к неутешительному выводу: бензин будет дорожать, причем с опережением среднегодовой инфляции.

И уже к концу года рост может составить около 14%. В результате одна из самых востребованных потребителями марок высокооктанового бензина – Аи-95 – будет стоить порядка 32 руб. за литр.

Впрочем, в Минэнерго трагедии из происходящего на внутреннем топливном рынке не делают. Чиновники заверяют, что резкого повышения цен на бензин не будет. Ведомственный оптимизм базируется на том, что с начала года наблюдается последовательное увеличение производства и отгрузки на внутренний рынок нефтепродуктов. Что позволяет полностью удовлетворить спрос и создать запасы, которые полностью обеспечивают спрос и являются серьезным фактором, исключающим резкий рост цен на топливо в ближайшей перспективе.

«Неравновесного состояния российского рынка нефтепродуктов, дефицита и перебоев поставок топлива не прогнозируется», – заверил вчера начальник отдела генерации баз данных Российского энергетического агентства Сергей Ильин. По его словам, за первое полугодие рост цен на бензин и дизтопливо составил 9,7%. Самое дорогое топливо – на Дальнем Востоке, где практически нет НПЗ и бензин приходится завозить, причем иногда транспортное плечо достигает 12 тыс. км. В Москве цены на АЗС, впрочем, тоже кусаются. В среднем Аи-95 уже стоит 29,5 руб за литр. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша также ничего экстраординарного в происходящем не видит. Он напомнил, что бензин исправно дорожает из года в год. В среднем цены поднимаются в пределах среднегодовой инфляции. В прошлом году рост был больше – 14%, но это следствие повышения акцизов. В частности, 1 руб., включенный в стоимость литра топлива целевым образом для наполнения федерального дорожного фонда, оброс налогами и дал на выходе уже 1,5 руб. прибавки. В текущем году рост цен на АЗС скорее всего сохранится на прошлогоднем уровне, вновь превысив инфляцию, предположил Аркуша.

Со своей стороны, заведующий лабораторией прогнозирования ТЭКа Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев назвал ряд причин, предопределяющих перманентный рост цен на автомобильное топливо в стране. В их числе – низкий технологический уровень НПЗ и монополизация региональных рынков. Среди ограничительных факторов на первом месте ограниченная покупательная способность населения, на втором – cтремление правительства удержать ситуацию под контролем. Впрочем, и того и другого бывает недостаточно, чтобы не допустить резкого роста цен на бензин.

К концу года, не исключил Семикашев, Аи-95 может подорожать до 32 руб. за литр. Это значит, что цена Аи-92 также превысит 30 руб. за литр.

Топливо, безусловно, продолжит дорожать, поделился с коллегами своим видением проблемы директор Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник. И это окажет влияние на цены в ЖКХ и электроэнергетике. Рост цен на бензин по итогам года может составить 10–15%. Это – в среднем по стране, но в некоторых регионах топливо может подорожать более существенно.

То, что к осени темпы роста цен на АЗС ускорились, подтвердил и глава департамента стратегических исследований Российского энергетического агентства Алексей Курдин. По его данным, с 20 по 27 августа бензин в России подорожал на 0,4% против 0,2% неделей ранее. Оптовые цены на нефтепродукты повысились в два раза выше, чем розничные. Значит, резерв роста цен на топливо в ближайшие месяцы есть, сказал Курдин.

По мнению независимых экспертов, в России цена на бензин – это не механическая производная от соотношения спрос–предложение. В ценообразовании на топливо обычно задействован целый ряд факторов, и определить ключевой иногда бывает сложно. «Несмотря на то что причин для резкого роста стоимости топлива нет, факторов, исключающих это, тоже нет. Причиной резкого роста может послужить, к примеру, рост цен на нефть, а здесь детонатором может послужить политический фактор. Учитывая непростую ситуацию в Ближневосточном регионе, возможно все», – полагает гендиректор City Express Алексей Кичатов.

В августе произошел значительный рост цен на оптовом рынке топлива – порядка 2 руб. на литр дизельного. «Это позже скажется на розничном рынке и рынке коммерческого транспорта, – полагает гендиректор компании «Совтрансавтоэкспедиция» Леонид Шляпников. По его мнению, отложенный эффект по росту стоимости топлива в рознице ожидается в сентябре. А до конца года ожидается рост стоимости топлива до 15%. «Мы уже готовимся осенью вести переговоры с клиентами по генеральным контрактам, где обслуживаем значительные объемы перевозок и цены зафиксированы до конца года. По таким контрактам мы всегда применяем топливные индексы, то есть в случае роста цен более чем на 7–10% автоматически пересматривается тарифная ставка за километр пробега. На рынке европейских перевозок это традиционно отразится на росте тарифов», – подчеркнул Шляпников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1288
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1026
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1348
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
723

Другие новости