Защитники природы требуют оградить Арктику от нефти.
Фото с сайта www.greenpeace.org
Ученые и экологи призвали вчера российские власти отказаться от нефтяных проектов в Арктике в пользу альтернативных вариантов развития энергетики. Ликвидировать последствия разлива нефти в условиях Арктики сегодня почти невозможно – считают «зеленые». По их оценкам, неоправданные риски создает платформа «Приразломная», которой управляет компания «Газпром нефть шельф».
«Я специально приехал в Россию, чтобы привлечь внимание к промышленному освоению Арктики, – заявил вчера на пресс-конференции в РИА Новости исполнительный директор Гринпис Интернэшнл Куми Найду. – Льды тают, открывая доступ на шельф нефтяным гигантам, таким как Shell или «Газпром». Компании уверяют нас, что готовы к чрезвычайным ситуациям, и следуют самым высоким экологическим стандартам. Shell утверждает, что в случае разлива на Аляске сможет убрать до 95% вытекшей нефти, тогда как, по оценкам геологической службы США, это будет не более 20% нефти. Как показывают выводы российских ученых, «Газпром» также не сможет эффективно бороться с разливом в столь суровых условиях».
Более года экологи добивались от «Газпром нефть шельф», оператора «Приразломной», проектных материалов по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). В итоге, как заявляют экологи, полный план компания так и не предоставила, а опубликовала на сайте лишь его краткое содержание. Это и вынудило защитников природы провести собственное исследование. По заказу Гринпис России и WWF России специалисты центра «Информатика риска» разработали сценарии распространения нефти в случае возможного разлива на платформе «Приразломная» и определили границы территории, которая может быть затронута аварией.
«Проведенный анализ показал, что при установленных нормативами объемах разливов могут часто наблюдаться условия, когда компания-оператор не сможет провести локализацию и сбор разлива. Например, если разлив произошел ночью или при неблагоприятных гидрометеорологических условияx», – заявляет руководитель проектов центра «Информатика риска» Валентин Журавель.
Эксперты рассмотрели десятки тысяч возможных сценариев и пришли к выводу, что в зоне возможного загрязнения окажется акватория площадью свыше 140 тыс. кв. км, а также береговая линия протяженностью свыше 3 тыс. км. В зону риска попадут три особо охраняемые территории, расположенные в 50–60 км от «Приразломной»: заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий».
«Сейчас нет технологий, позволяющих эффективно убирать нефть после разлива в арктических условиях. Например, в списке оборудования для очистки берегов у оператора «Приразломной» значатся в том числе «15 лопат, 15 ведер, 1 кувалда», – говорит директор WWF России Игорь Честин. – А пока нет технологий, говорить о возможности освоения арктического шельфа нельзя».
«В результате аварии будет нанесен ущерб популяциям таких животных, как белуха, морж, гренландский тюлень, белый медведь. Традиционно пострадают птицы и ихтиофауна. По одному из сценариев на все западное побережье острова Долгий – места обитания моржа, таких птиц, как малый лебедь, белощекая казарка, гага-гребенушка, сапсан, орлан-белохвост, беркут, кречет и другие, – может быть выброшено свыше 100 тонн нефти», – продолжает координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников.
«Мы призываем «Газпром» и российское правительство отказаться от нефтяных проектов на арктическом шельфе в пользу альтернативных вариантов развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии и энергоэффективности», – заключает руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров.
Между тем сама «Газпром нефть шельф» вчера довольно подробно ответила на обвинения экологов. «За период строительства и проведения пуско-наладочных работ на морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная» не было отмечено нарушений технологической, технической и экологической безопасности, – заявила пресс-служба компании. – В настоящее время на платформе ведутся работы по подготовке бурового комплекса к бурению первой добычной скважины».
Кроме того, непрерывно осуществляются снабжение платформы специализированными многофункциональными судами-снабженцами и несение аварийного дежурства. Круглосуточно в аварийно-спасательной готовности находится профессиональное аварийно-спасательное формирование. Команда МЛСП и судов снабжения прошла специальную подготовку по ликвидации аварийных ситуаций и оказанию первой помощи при ликвидации аварий на море. Средства ЛАРН морского и наземного базирования позволяют осуществлять локализацию и сбор разлившейся нефти в темное время суток, а также при волнении моря силой до 4 баллов.
Как отмечает компания, из десятков тысяч возможных сценариев разлива в материалах Гринпис приведен самый неблагоприятный: максимальный разлив с танкера в течение 10 дней без каких-либо действий по ликвидации последствий. Между тем разлив 10 тыс. тонн является разливом общегосударственного масштаба, в ликвидации последствий которого должны быть задействованы не только средства российского государства и компании-оператора, но и средства ЛАРН других компаний, осуществляющих производственную деятельность в регионе. «Выброс свыше 100 тысяч тонн нефти на западном побережье острова Долгий – фантастический вариант, который в 10 раз превосходит расчетный уровень максимально возможного разлива», – отмечает компания.
Впрочем, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что нарекания к «Приразломной» были и есть. «В августе 2011 года ее поставили «на точку», но ремонтные работы и настройки продолжаются до сих пор, – говорит он. – Так что сомнения по поводу ее аварийной безопасности действительно возникают». В то же время отказа от освоения арктического шельфа, по мнению эксперта, не будет. «Скорее всего произойдет замедление освоения по экономическим причинам, – считает Крутихин. – Нефть и газ с арктического шельфа сегодня неконкурентоспособны. Те же европейцы имеют огромный список поставщиков, готовых предложить углеводороды по более низким ценам».
В свою очередь, руководитель отдела инвестанализа компании «Универ» Дмитрий Александров считает, что экологи всегда должны указывать на риски, но при этом все угрозы никогда невозможно будет устранить. «Это нормально, – говорит он. – То, что в руководстве стран и даже корпораций экологическим вопросам уделяется все большее внимание и финансирование, – факт, но человеческий фактор это не устраняет. Естественно, что ни Россия, ни США, ни другая страна не откажутся от освоения ресурсов из-за экологических рисков как основной причины».