Появление неподдельного алкоголя удивляет даже продавцов.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Около половины алкогольного рынка России сегодня занимает контрафакт, от которого страдают не только потребители, но и бюджет, который недополучает десятки миллиардов рублей. По данным Минздрава, от отравления алкоголем ежегодно умирают до 40 тыс. россиян. Сегодня более половины граждан не верят в способность властей навести порядок на рынке алкоголя, они также не доверяют продавцам и производителям спиртных напитков. Такие данные опросов опубликовал вчера интернет-портал Superjob.ru.
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru по заказу «НГ» провел опрос россиян по ситуации, складывающейся на алкогольном рынке. Среди 1 тыс. респондентов в возрасте старше 18 лет жители 163 населенных пунктов.
Отвечая на вопрос, что является гарантией качества алкогольных напитков, 15% назвали добросовестность производителя, 13% – имя производителя или бренд. Для 13% ключевой фактор – место покупки алкоголя. Впрочем, столько же высказали уверенность, что сегодня никто и ничто не является гарантией качества спиртных напитков. Еще около 11% и 7% соответственно склонны доверять высокой цене и средствам защиты (акцизным маркам, голограммам и этикеткам).
А вот на госконтроль полагаются всего 6% респондентов. Немногим меньше 3% делают ставку на собственное производство. «100%-ная гарантия качества – только свой самогон», – убеждены они. Еще более обескураживающие оценки получили усилия государства и производителей алкоголя по защите населения от некачественной алкогольной продукции. Ответы распределились следующим образом: в то, что принимаемые меры достаточны, верят 7% респондентов, а недостаточными их признали 72%, 21% затруднился ответить, признавшись, что ничего об этом не знает.
Вот какие комментарии прозвучали в ходе опроса: «Процветает подпольный выпуск продукции. И государство об этом знает и поддерживает этих производителей. Особенно перед выборами депутатов, президента, губернаторов и т.д.», «Как у Жванецкого: «Оградите, пожалуйста, себя от своей заботы о нас», «Государство не защищает население от алкоголя, оно преследует свои интересы», «Усилия государства вообще никак не оцениваю, потому что отравиться денатуратом можно даже в проверенных и перепроверенных магазинах», «В стандартном супермаркете качественных напитков менее половины».
Почти треть – 27% респондентов – признались, что в течение последнего года им приходилось сталкиваться с некачественной алкогольной продукцией: «Очень много подделок. Даже с марками от Гознака приходилось видеть эту нелегальную продукцию. Марки оказались подлинными! А производитель указан липовый», «Практически все виды алкоголя подделывают. Работал на рынке алкоголя и уже ничему не удивляюсь».
О масштабах подпольного производства говорят такие недавние примеры. В июле в Самаре власти было остановили работу двух подпольных автоматизированных линий по разливу алкоголя, в том числе «виски» и «коньяка» престижных марок. Вся продукция снабжалась голографическими наклейками и акцизными марками. Судя по комментариям правоохранителей, отличить поддельную продукцию от настоящей было почти невозможно, а объем производства достигал 20 тонн в сутки. В конце мая в Уфе были изъяты спиртосодержащие жидкости, которые имитировали дорогие коньяк, виски, текилу и абсент. «Рецепт приготовления подобных поддельных спиртных напитков прост: в спиртосодержащую жидкость добавляются ароматизаторы и красители для получения максимального сходства с оригинальным продуктом», – поясняют правоохранители.
Не лучше ситуация с поддельным алкоголем и в столице. Подавляющая часть импортного вина в московских магазинах не соответствует нормативным требованиям, а около трети является настоящим фальсификатом, изготовленным с применением химических красителей и ароматизаторов. Такие данные получили эксперты госпредприятия «Московское качество», которые проверяли лабораторными методами только дорогие вина из Италии, Болгарии, Испании, Франции, Венгрии, Германии, Аргентины и Чили (см. «НГ» от 22.09.10).
Как бы там ни было, а покупателей контрафакт от спиртного не отвращает. На вопрос «где обычно покупаете алкоголь?» прозвучали следующие ответы. Около 8% респондентов отдают предпочтение небольшим магазинам, 57% больше доверяют крупным сетевым магазинах, в специализированных винных магазинах отовариваются 22%, а в киосках и палатках – всего лишь 2% респондентов. При этом 57% россиян считают, что в специализированных винных магазинам меньше нелегальной и некачественной алкогольной продукции. Наряду с этим граждане считают, что лучше вообще не покупать алкоголь в России. Если есть возможность, то лучше привозить спиртное из Франции или Испании либо приобретать в магазинах беспошлинной торговли – duty free.
Гендиректор компании Diageo в России Светлана Наумова заявила «НГ», что наличие контрафакта бьет в первую очередь по потребителям и законопослушным производителям. Подделки наносят ущерб правообладателям брендов, снижают экономическую эффективность. «Жесткость мер госрегулирования в отношении контрафактной продукции должна поддерживаться эффективным механизмом контроля за исполнением этих норм», – подчеркивает она. Эксперт рекомендует доверять брендам известных на рынке компаний, которые активно сотрудничают с правоохранительными органами и гарантируют безопасность и качество своей продукции. Кроме того, риски снижаются в случае покупки алкоголя в магазинах крупных розничных сетей, которые дорожат репутацией и работают с проверенными поставщиками.
Претензии россиян к качеству алкогольной продукции в отечественных магазинах обоснованны. Согласно статистике Росалкогольрегулирования, таможни и Росстата, объем нелегального рынка водки в прошлом году составил 33,1 млн. декалитров. С вином еще хуже: участники рынка убеждены, что не менее 80% вина в России представляет собой фальсификат. По оценке Счетной палаты, половина алкогольного рынка России приходится на нелегальную продукцию, из-за чего госбюджет ежегодно теряет более 45–55 млрд. руб. Такие выводы сделаны пару лет назад по результатам проверки эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию.