Авиастроение является одним из локомотивов новой индустриализации.
Фото с официального сайта Иркутского авиационного завода
По мнению отечественных машиностроителей, для новой индустриализации, курс на которую провозгласил Владимир Путин, необходимо совершенствовать инженерное образование и создавать в стране своеобразное «Милитари-Сколково». Ведь оборонно-промышленный комплекс (ОПК) все еще обладает потенциалом для технологических рывков. При этом, судя по всему, не обойтись без участия иностранного капитала, который нередко становится ключевым фактором выживаемости российских предприятий.
«Главная цель новой индустриализации России – повышение конкурентоспособности и эффективности экономики, производительности труда, а также снижение издержек», – заявили устроители завершившегося в Иркутской области Второго международного промышленного форума «Инженеры будущего – 2012». Как объяснил в беседе с «НГ» вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, именно по таким целевым установкам новая индустриализация отличается от советской, которая была нацелена прежде всего на обеспечение обороноспособности государства и делала ставку на тяжелую и военную промышленность, металлургию, энергетику, машиностроение.
Напомним, в 2011 году Владимир Путин – тогда еще премьер – провозгласил новую индустриализацию, которая должна быть связана с опережающим развитием несырьевых отраслей: «Речь идет именно о современной индустрии, способной выпускать конкурентную продукцию, востребованную и в России, и в мире, основанной на таких базовых рыночных понятиях, как рентабельность, спрос, окупаемость инвестиций». После выборов правительство не отказалось от этой идеи.
По мнению Союза машиностроителей, в новой индустриализации должны быть задействованы передовые конкурентоспособные отрасли экономики: авиа- и вертолетостроение, двигателестроение, специальное судостроение, биотехнологическая и фармакологическая отрасли, микроэлектроника и микромеханика, информационные технологии. В то же время именно ОПК снова станет одной из опор для технологического рывка. Машиностроители предлагают создать своеобразные «Милитари-Сколково» в регионах с крупными предприятиями и научными центрами. Это могут быть Московская, Самарская, Свердловская области и др. Доля ОПК в объеме российского машиностроения в отличие, например, от европейского все еще довольно высока и до сих пор является «центром инженерных и конструкторских решений», поясняет Гутенев.
С одной стороны, как говорит Гутенев, «пока реальные темпы осуществления новой индустриализации вряд ли могут вызвать удовлетворение». С другой – риторика властей все же подкрепляется действиями: «Определены конкретные индикаторы. Доля инновационной продукции в общем объеме производства должна вырасти с сегодняшних 12% до 25–35%. Предпринята консолидация активов российской промышленности путем создания госкорпораций. Утверждено 29 технологических платформ. Формируется программа кластерного производства. Создан пул национальных исследовательских университетов». При проведении новой индустриализации машиностроители возлагают надежды не только на государство и отечественный бизнес, но и на иностранный капитал. Уже сегодня можно перечислить десятки перспективных совместных с иностранцами проектов в машиностроении, авиастроении, энергетике, автомобилестроении, телекоммуникациях, биотехнологиях, медицинской технике.
При этом, как показывает практика, многие предприятия России сейчас фактически только за счет иностранного капитала и выживают. Речь идет как о финансовых средствах, так и об оборудовании, управленческих стандартах, о производственных технологиях. К примеру, директор по бережливому производству Иркутского авиационного завода (ИАЗ) Сергей Яманов рассказал, что «в течение последних 20 лет государственных денег у завода вообще не было». Лишь зимой 2011 года – впервые за столь долгий срок – Минобороны заключило с ИАЗ договор о гособоронзаказе на учебно-боевые самолеты Як-130 и многоцелевые истребители Су-30СМ. Основные же контракты у ИАЗ заключены на поставку авиационной техники различного назначения в Индию, Алжир и др., а также на поставку комплектующих для пассажирских самолетов Airbus. Сотрудничество с иностранцами предполагало освоение международных стандартов менеджмента, корпоративных нормативных документов, закупку иностранного оборудования. Также завод перенял японскую технологию так называемого бережливого производства. Речь идет о повышении эффективности всех процессов с одновременным снижением издержек. Модернизация осуществлялась за счет средств от иностранных контрактов.
Однако в целом процесс перехода российской экономики от сырьевой модели к несырьевой до сих пор нельзя назвать быстрым и успешным. Как поясняет ведущий специалист банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов, негативными факторами тут оказываются «не только коррупция, дорогая рабочая сила, чрезмерное давление регулирующих институтов, несовершенство законов, но и отсутствие профессионалов, способных наладить действительно качественный и рентабельный технический и ориентированный на бизнес процесс». По мнению аналитика группы «Развитие» Сергея Шандыбина, главная проблема – даже не столько нехватка технических специалистов, сколько качество управления и управленческого персонала: «Сто квалифицированных инженеров нанять проще, чем найти десять управленцев, способных разговаривать с этими инженерами на одном языке и не обнулять их квалификацию своей дремучестью».
Гутенев уверен: «Тот фундаментальный задел, который был создан традиционной системой инженерно-технического образования, позволяет кадрам достаточно успешно решать задачи новой индустриализации – особенно на начальном ее этапе». Однако он подтвердил, что действительно в промышленной кадровой сфере очевидна необходимость кардинальных перемен: надо возрождать начальное и среднее специальное образование, реализовывать программу практик и стажировок, отказываться от дистанционного образования по инженерным специальностям. И самое главное – надо скорректировать перечень приоритетных специальностей для модернизации экономики. У машиностроителей вызывает тревогу тот факт, что в таком перечне сейчас делается акцент на экономистах и юристах и отсутствуют некоторые инженерные специальности.