Глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин улучшает инвестиционный климат России.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Дмитрий Медведев готов руководить работой созданных Владимиром Путиным бизнес-структур – Агентством стратегических инициатив и Национальной предпринимательской инициативой «Деловой России». Вчера премьер встретился с руководителями рабочих групп, которые пытаются улучшить бизнес-климат РФ с помощью весьма конкретных «дорожных карт». При этом Медведев усомнился в возможности переместить Россию со 120-го на 20-е место в мировом рейтинге Всемирного банка по удобству ведения бизнеса. Со стороны Владимира Путина посягательств на медведевские проекты пока не наблюдается.
Вступив в должность премьера, Дмитрий Медведев решил освоить инициативы ставшего президентом Владимира Путина. Впрочем, такое вмешательство вполне обоснованно. Ведь премьер не может игнорировать решение важных экономических задач. Вчера глава правительства провел совещание с руководителями рабочих групп Национальной предпринимательской инициативы. На совещании планировалось обсудить ход реализации «дорожных карт», касающихся упрощения, удешевления и ускорения действующих на территории РФ процедур по ведению бизнеса.
На совещании Медведев высказал обеспокоенность низкими рейтингами РФ по условиям ведения бизнеса. Заявил, что необходимо готовиться к приватизации земельных участков. Выступил за скорейшее принятие закона о капитальном ремонте жилфонда. Поручил в двухнедельный срок доработать меры по упрощению получения разрешений на строительство – в частности, необходимо за шесть лет сократить в восемь раз время на получение разрешений на строительство жилья и т.д.
Судя по всему, Медведев начал постепенно осваиваться на поле политических и экономических начинаний Путина. Ведь именно новацией Путина стала Национальная предпринимательская инициатива.
Напомним, 21 декабря 2011 года Владимир Путин – в ту пору премьер – на съезде «Деловой России» выступил с идеей «сформулировать и реализовать своего рода национальную предпринимательскую инициативу, цель которой – формирование в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса в регионах России, в России в целом». Путин призвал разработать и реализовать «дорожные карты» с конкретными шагами по улучшению деловой среды и инвестиционного климата. Такую работу должны провести Агентство стратегических инициатив и «Деловая Россия» совместно с правительственными структурами, прежде всего с Минэкономразвития, и с ведущими предпринимательскими объединениями. В ближайшие 10 лет Россия должна войти в число ведущих стран мира с наилучшими условиями для ведения бизнеса, сказал Путин.
Примечательно, что ясную задачу – переместить страну в мировом рейтинге бизнес-климата на 100 позиций вверх – новый премьер фактически поставил под сомнение: «Мы планируем выйти в 2018 году на 20-ю позицию – я не знаю, что из этого получится. Но хотелось бы верить, что мы совместными усилиями сможем сделать качественный рывок вперед. Самое главное, чтобы предприниматель, независимо от масштабов его бизнеса, в повседневной работе ощущал изменения к лучшему».
Итак, перед россиянами, похоже, снова разыгрывается сценарий якобы соперничества Медведева и Путина – нового премьера и бывшего. Возможно, такой маневр Медведева с захватом небольшого куска «территории» Путина можно объяснить его стремлением утвердиться в качестве полноценной политической единицы. Бросается в глаза тот факт, что со стороны Владимира Путина посягательств на поле влияния Медведева и на его любимые проекты до сих пор не наблюдается. Приняв президентское кресло от Медведева, Путин не торопится как-либо вмешиваться в деятельность «Сколково», снова менять часовые пояса, возвращать зимнее время или влиять на медведевское Открытое правительство.
С одной стороны, не все опрошенные «НГ» эксперты поддержали версию о своеобразном соперничестве премьера и президента. Но с другой стороны, они подтвердили, что, действительно, имя Дмитрия Медведева в проектах Путина даже не упоминается, в то время как сам Медведев постоянно эксплуатирует линию своего предшественника.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин уточняет, что в случае премьера Медведева правильнее говорить не столько о соперничестве, сколько о преемственности. Политолог также отметил, что Национальная предпринимательская инициатива для Путина не была значимым проектом. Путин делал ставку на такие именные политические проекты, как, например, Общероссийский народный фронт. И к таким проектам Медведев не имеет доступа. Макаркин подтвердил, что Путин дистанцируется от медведевских проектов. Он избрал путь создания параллельных структур. В качестве примера Макаркин привел Экономический совет при президенте.
Эксперты в целом позитивно оценили саму идею реализации предпринимательских инициатив. «Сам факт того, что государство посредством национальной предпринимательской инициативы обратилось к бизнесу фактически за помощью в разработке простых понятных процедур и правовых норм, – уже хороший знак. Законы должны проходить очистку через фильтр предпринимательской среды, тех людей, которые работали в бизнесе, – говорит гендиректор компании «Бета продакшн» Павел Ярошевский. – Даже если не все, а только 50% из списка намеченных «добрых дел» будут реализованы, это существенно облегчит жизнь бизнесу».
«Фокусироваться на конкретных направлениях однозначно нужно. Наша бюрократическая система и ручное управление не могут одновременно работать по многим направлениям», – уверен гендиректор компании CTI Олег Щапов.
Директор по управлению активами в инвестиционной компании «Трейд-портал» Николай Солабуто считает, что все инициативы будут успешно реализованы, однако для этого понадобятся значительные усилия со стороны премьера, так как инициативы «столкнутся с противостоянием в министерствах».
Между тем некоторые эксперты опасаются, что инициативы, если они будут реализованы частично и неправильно, могут оказаться не во благо российской экономике. «Беспокоит участие крупного бизнеса. Для него и так условия хорошие. И, вероятно, эти условия заблокируют возможные улучшения для малого и среднего бизнеса», – предупреждает гендиректор «PTC-Россия» Александр Тасев.