Выбивание долгов планируется ввести в законное русло.
Фото PhotoXPress.ru
Шокирующие подробности практики сборщиков долгов в России опубликовала вчера Генеральная прокуратура. Работники коллекторских агентств избивают должников, проникают в их жилища, угрожают жизни и здоровью, запугивают и принуждают к мошенничеству. Под давлением коллекторов должники набирают новые кредиты – лишь бы расплатиться со старыми кредиторами. В бандитской практике сборщиков налогов прокуроры обвиняют банкиров и чиновников, которые не смогли определить для коллекторов приемлемые законодательные ограничения.
«Повсеместно в деятельности коллекторских агентств прокурорами выявляются факты угроз жизни и здоровью граждан, их запугивания, избиения, вторжения в жилища, распространения порочащих их сведений», – говорится в опубликованном вчера сообщении Генпрокуратуры.
С учетом того, что позиция ГП была подтверждена в постановлении пленума Верховного суда, министру экономического развития РФ направлена информация с конкретными правовыми предложениями по доработке проекта Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц».
Всего, отметили в Генпрокуратуре, по результатам проверок деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами вскрыто более 3,5 тыс. нарушений закона, внесено 967 представлений, объявлено 33 предостережения, предъявлено 654 иска, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 645 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел.
По данным Генпрокуратуры, «зачастую коллекторские агентства в своих названиях используют наименования органов государственной власти, используют названия «Частный судебный пристав», «Альтернативный судебный пристав», что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса». «Имеют место факты преступных проявлений при осуществлении коллекторскими агентствами своей деятельности. В нем отмечается, что в большинстве случаев деятельность коллекторских агентств «напрямую связана с неправомерными действиями должностных лиц кредитных организаций, направленными на ущемление прав получателей потребительских кредитов».
«Вопреки ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» лишь после оформления кредита граждане получали информацию о необходимости уплаты большей суммы, чем оговаривалось изначально. В нарушение ст. 16 названного закона банками в одностороннем порядке изменялись условия, тарифы, процентные ставки по кредиту, – заявляют в ведомстве. – Кроме того, указанные организации взимали ряд комиссий, значительно увеличивающих конечную сумму выплат, не информируя об этом заемщиков».
Прокуроры установили, что впоследствии банки, «действуя исключительно в своих коммерческих интересах, продавали кредитные портфели коллекторским агентствам, что противоречит взаимосвязанным положениям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которые прямо запрещают банковским организациям передачу сведений, касающихся непосредственно самого заемщика, лицам, не указанным в законе».
«Так, в связи с незаконной передачей персональных данных граждан коллекторским агентствам кредитная организация по постановлению прокуратуры Москвы привлечена к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. Аналогичные факты выявлены прокурорами республик Башкортостан, Коми, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской областей, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев», – говорится в документе. Ведомство отмечает, что прокурорам субъектов РФ указано на необходимость усиления прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере потребительского кредитования, соответствующие поручения направлены руководителям Роспотребнадзора и Роскомнадзора.
Проблема не новая, и пути борьбы за исправление ситуации известны, считают опрошенные «НГ» аналитики. Замгендиректора антикризисного центра «Альфа-Бизнес» Евгений Евтюшов в беседе с «НГ» отметил, что работа компаний по взысканию долгов с точки зрения законодательства вполне законна и проводится в рамках действующего Гражданского кодекса. В то же время, по его словам, не хватает квалифицированных кадров. «Конечно, перекосы есть, и с ними надо бороться, – говорит он. – С другой стороны, надо бы к неплательщикам применять инструменты воздействия, которых, увы, нет. Они не прописаны в законе». По его словам, из коллекторов сегодня пытаются просто сделать «мальчиков для битья».
В свою очередь, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает, что любой вид деятельности можно довести до абсурда и полной неадекватности. «И работа коллекторов здесь не исключение, – считает он. – С нарушителями надо работать, и это понимают все заинтересованные стороны. Мы предлагаем максимально регламентировать процедуры возврата долгов. Регламентировать можно через изменения отдельных глав Гражданского кодекса или через отдельный закон о коллекторских агентствах. Нужно просто четко прописать в законе, что можно, а чего нельзя…»
Между тем директор по управлению активами инвесткомпании «Трейд-Портал» Николай Солабуто считает, что требования Генпрокуратуры вполне обоснованны. «Она обращает внимание на то, что, несмотря на наличие закона, плохо контролируется его исполнение, – уточняет он. – Нарушения связаны в основном с человеческим фактором, а именно – с незнанием закона и собственных прав подавляющим числом граждан. Необходимо разъяснять правовое положение коллекторов, которые не имеют права угрожать, как это часто бывает». Между тем, по словам Солабуто, коллекторский бизнес весьма рентабелен, поскольку банки продают плохие долги со скидкой до 50–60%, плюс коллекторы берут высокие пени за просрочку. А какие-либо основные средства у коллекторского предприятия могут вообще отсутствовать, кроме разве что компьютера и телефона. «Сейчас уже почти готов закон о банкротстве физических лиц, поэтому потребность скрываться может скоро исчезнуть, – отмечает эксперт. – И в самом желании скрыться нет ничего рационального: коллектор не имеет права давить на гражданина, при любом мало-мальском давлении нужно просто обращаться в правоохранительные органы».