В Центробанке с оптимизмом подводят итоги второго квартала.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Итоги второго квартала пролили бальзам на душу Центробанка: бегство инвесторов из страны если не прекратилось, то серьезно уменьшилось. Согласно опубликованным вчера предварительным данным, чистый вывоз капитала из РФ частным сектором резко сократился: с 33,9 млрд. в первые три месяца до 9,5 млрд. долл. в апреле–июне. Экономисты объясняют сокращение оттока не столько изменением инвестиционного климата, сколько сокращением ресурсов для этого оттока – в том числе и по причине падения цен на нефть.
Центробанк уточнил оценку оттока капитала из России в первом квартале с 35,1 млрд. до 33,9 млрд. долл. Впрочем, по итогам всего полугодия цифры не столь радужные. Чистый отток капитала из страны за первые шесть месяцев составил 43,4 млрд. долл. Как отметил Центробанк в своем документе, чистый ввоз капитала банками в январе–июне составил 1,9 млрд. долл., тогда как чистый вывоз капитала другими секторами экономики – 45,3 млрд. долл.
Между тем исследователи и аналитики, изучая ситуацию в экономике, приходят к противоположным выводам. Как отмечается в опубликованных вчера данных опроса менеджеров по снабжению (PMI), проводимого компанией Markit для банка HSBC, рост сектора услуг РФ замедлился с наступлением лета, в то время как настроение бизнеса ухудшилось, а рост занятости практически остановился.
Индекс PMI сектора услуг опустился в июне до 53,2 пункта с 54,9 пункта в мае, указав на одни из самых низких темпов роста с августа прошлого года. Индекс PMI – это разница позитивных и негативных ответов менеджеров о заказах, занятости, ценах и перспективах роста активности.
«Июнь принес повсеместное ослабление темпов экономического роста в России. Как услуги, так и промышленность сообщили о замедлении роста объемов выпуска в июне, при этом в двух секторах сферы услуг из шести произошло сокращение объемов выпуска. Заметный спад в объемах новых заказов и незавершенных заказов в сфере услуг, вероятно, указывает на еще более слабый экономический рост в будущем», – отметил главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов.
Рост новых заказов, поступивших в компании сферы услуг, в июне существенно замедлился: до 51,2 пункта с 54,4 в мае. Рост занятости достиг минимального значения с октября 2010 года – 50,33 пункта.
Деловая активность в обрабатывающем секторе РФ тоже замедлилась в июне на фоне сокращения занятости и запасов предприятий, что может говорить об ожиданиях сокращения темпов роста спроса из-за падения нефтяных котировок и ухудшения показателей мирового потребления. «Экономика России остывает, и в ближайшие пару месяцев, очевидно, следует ожидать еще большего охлаждения, – полагает Морозов. – Без отскока цен на нефть и усиления экономического роста в мире эта тенденция может привести к стагнации к концу года».
Впрочем, есть и другие выводы. В частности, Центр стратегических исследований «Росгосстраха» опубликовал вчера собственные данные опросов о перспективах российской экономики. Около 78% сотрудников предприятий уверены в завтрашнем дне своих компаний. Причем по сравнению с маем уровень удовлетворенности здесь увеличился на 1 процентный пункт. «В среднем по экономике уверенность в завтрашнем дне предприятий (организаций) среди их сотрудников заметно выросла по сравнению с майским показателем (80% против 73% соответственно)», – отмечается в исследовании.
Аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин поясняет, что положительная статистика ЦБ – следствие размещения Россией еврооблигаций, активизации корпоративных заемщиков на внешнедолговом рынке, а также коррекции нефтяных цен. То есть чем меньше доходов у экспортеров, тем меньше средств они могут оставить за рубежом. «Но принципиально ситуация не поменялась – желающих инвестировать в Россию больше не стало, – отмечает он. – Во втором полугодии темпы роста экономики замедлятся – из-за сокращения темпов роста кредитования (в том числе из-за роста ставок), негативного влияния девальвации рубля на потребительский спрос, сохранения внешней неопределенности». Но итоги первого полугодия выглядят очень хорошо, экономика показала свою устойчивость, правительство и компании готовятся к возможному ухудшению конъюнктуры, так что драматического замедления не будет, скорее наоборот – текущие прогнозы могут оказаться слишком консервативными, считает Карыхалин.
Впрочем, аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что говорить о возможном притоке по итогам года пока рано. «Темпы оттока капитала сохраняются в связи с нестабильной ситуацией на финансовых рынках, и даже если приток будет зафиксирован, объемы будут небольшие, и это возможно только в случае относительной стабилизации на финансовых рынках, – полагает он. – В этом случае приток капитала по итогам года не превысит 3–5 миллиардов долларов, но, судя по текущей динамике, приток в этом году все же зафиксирован не будет».
В свою очередь, ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов уверен, что столь существенная разница оттока капитала в первом и втором кварталах вполне закономерна. «Основной причиной массового бегства капитала в первые два месяца текущего года были политические риски в преддверии выборов президента РФ, – перечисляет он. – По завершении периода выборов в России на первый план вышли рыночные риски, которые связаны с долговым кризисом в Европе, а также с замедлением темпов роста глобальной экономики. В этой ситуации наметилось так называемое бегство в качество. Однако, как видим, инвесторы «ногами» оценили политические риски гораздо выше, нежели рыночные».