Собственность на такие гаражи можно будет оформить без особых проблем.
Фото Бориса Барабанова (НГ-фото)
Вчера в Госдуму был внесен законопроект о гаражной амнистии. Власти хотят упростить госрегистрацию гаражей в кооперативах и на автостоянках. Заявленная цель проекта – защитить права собственности владельцев гаражей и пополнить бюджет за счет дополнительных налогов. Эксперты, однако, не уверены, что амнистия обеспечит «неприкосновенность» гаража и земли под ним. Также они предупреждают, что облагаемый налогом гараж может оказаться для автовладельца столь же дорогим, как и «народный гараж», в котором стоимость машино-места зачастую была сопоставима со стоимостью самого автомобиля.
Автор законодательной новации – депутат Госдумы Андрей Скоч. Законопроект призван упростить госрегистрацию гаражей в гаражных, гаражно-строительных кооперативах и на автостоянках. Это, во-первых, защитит интересы граждан, которые формально не являются собственниками своих гаражей, а во-вторых, поможет властям, которые получат в свое распоряжение дополнительную налогооблагаемую базу.
Как пояснил Скоч, упрощенная госрегистрация сейчас предусмотрена «для самовольно построенных одиночных гаражей, но на кооперативные гаражи амнистия не распространяется».
«Проблема касается сотен тысяч людей и тянется с советского времени. В большинстве случаев землю выделял какой-нибудь районный Совет депутатов, а гаражи автолюбители строили сами. То есть гараж фактически есть, а из документов на него только пожелтевшая бумажка несуществующей организации. О регистрации в обычном порядке говорить бессмысленно, – говорит Скоч. – Гаражи без права собственности менее капитализированы, их нельзя передать в залог, застраховать или оформить в наследство, труднее продать. В минусе и государство, которое теряет налоговый прибыток. В то же время неопределенность в вопросах собственности деструктивна по сути и плоха уже потому, что поощряет правовой нигилизм. Амнистия наиболее разумна, чтобы избавиться от этого очевидного хвоста советской эпохи, не нарушив интересов граждан».
Речь идет о проекте закона федерального масштаба. Это значит, что в случае его принятия гаражная амнистия вступит в силу не в одной лишь Москве, а по всей стране. Эксперты, комментируя законопроект, увидели в нем своеобразное продолжение попыток властей увеличить доходы бюджета всеми возможными способами, в том числе и за счет обложения налогами столичных арендодателей – владельцев недвижимости, сдающих в аренду квартиры (см. «НГ» от 27.06.12). «Сейчас можно наблюдать много инициатив, направленных на поиск новых источников бюджетных доходов. Можно вспомнить одну из последних инициатив московского правительства по обложению налогом тех граждан, которые сдают квартиры. Съемного жилья в Москве очень много, так что потенциально можно рассчитывать на неплохой доход», – рассуждает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петр Клюев. То же самое касается, по его мнению, законодательной новации с гаражами. Забота о правах граждан отнюдь не главный посыл, уверен эксперт.
Однако это вовсе не значит, что инициатива плоха. «У гаражной амнистии есть очевидные плюсы: если человек оформляет гараж в собственность, тогда гораздо сложнее будет неправомерно снести этот гараж. А если гараж все-таки снесут, объяснив это, например, необходимостью возведения жилья на данной территории, то можно будет потребовать компенсацию», – поясняет Клюев.
«Законопроект в случае его принятия позволит зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости и даст возможность совершать сделки с этим имуществом. Безусловно, государство только выиграет, так как будут поступать налоговые платежи от владельцев гаражей и сократится доля серых сделок с недвижимостью, – продолжает управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. – Городские власти при необходимости смогут изымать земельные участки, расположенные под гаражами. При этом будут установлены конкретные владельцы, которые получат компенсации за изымаемое имущество, но на основании закона, а не устных утверждений».
Однако не все эксперты уверены, что гаражи получат настоящую «неприкосновенность» и будут защищены от чиновничьего произвола. «Городские власти заинтересованы в капитализации гаражных комплексов. Думаю, что даже возможность получить гараж в собственность не будет связывать властям руки и являться большим препятствием, например, для сноса. Ведь землю под гаражным комплексом можно оставить в аренде», – отмечает директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский.
Сама по себе идея гаражной амнистии в целом здравая, и власти делают правильные шаги, говорят эксперты. Однако эти шаги можно было сделать и раньше. Но о гаражной амнистии вспомнили лишь сейчас – перед угрозой новой волны кризиса. Если гараж будет официально зарегистрирован, то собственник будет обязан платить налог на недвижимость. И этот налог может оказаться, мягко говоря, не маленьким.
Глеб Славутский предполагает, что налоговая ставка будет расти, но не сразу: «Если проводить аналогию с дачной амнистией, то, возможно, будет предоставлен льготный период, после которого постепенно налоги вырастут».
Не исключено, что с учетом новых налогов гараж в кооперативе сравняется для автовладельца по затратам с «народным гаражом», который вопреки своему заманчивому названию оказался очень многим не по карману. «Инициатива будет иметь смысл, если власти создадут более лояльные финансовые условия», – делает вывод Славутский.